Всвязи с вдруг обнаруженной срочной потребностью в доступном по стоимости учебном самолете первоначального обучения для ГА Украины, хотелось бы узнать мнение летной общественности по этому поводу. На днях намечено проведение конкурса по этой тематике.
Дизель
17.06.2005 16:28
Из последних разработок склоняюсь к мыслям о Як-130
Андреас
17.06.2005 16:38
Главное, чтобы как с вертолетами не получилось.
Рекламировали Ангел изо всех сил, деньги палили, на каждом углу "первый украинский вертолет" кричали, в то время как Политучий спокойно работал.
Результат - Ангел сдох, а на Саньку очередь, делать не успевают...
ИМХО организовать выпуск по лицензии чего-либо типа Сессны 172.
Андреас
17.06.2005 16:41
Забыл добавить. И параллельно заказать разработку чего-нибудь аналогичного, скажем, у Яковлева. Но это займет несколько лет. Существующие модели, имхо, не подходят.
Ну и третий вариант договориться с чехами, они Л-ки продают в Штаты со штатовсими двигателями, делать в Украине с украинскими. Но это более дорогой вариант. Л-к, если не ошибаюсь, в ВВС 6, и их для 20 или скольки там летчиков достаточно...
meglin
17.06.2005 16:46
Понятно. Но вряд ли этам машина хороша для первой ступени, Вы не находите?
AK
17.06.2005 16:47
Уже обсуждалось...
Як-130 в качестве самолёта первоначального обучения - это сложно и дорого. Сами яковлевцы декларируют трёхступенчатую систему Як-52М - Як-152 - Як-130. Это для военных, естественно. Такая система - повторение на новом технологическом уровне троицы Як-18 (18У, 18А) - Як-11 (11У) - УТИ МиГ-15, которую я, к моему великому сожалению, уже не застал.
Однако вот тут http://www.airhorse.narod.ru/s ... высказывается мнение, что в качестве ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО самолёта даже перед Як-52 или 52М имеет смысл применить что-то более простое, скажем, Як-18Т.
Для гражданских - а чем плох Як-18Т? Смоленск, кажется, продолжает его производство (оно, может, и стоИт сейчас, но оттого только, что заказов нема). Есть СМ-94 - развитие Як-18Т с тем же двигателем, но лучше по АиРЭО. Ну, или что-нибудь в этом же классе. Хотя существует мнение (и очень активно его Вл. Павл. Лапшин продвигает), шо 360 коней - это избыточно для с-та первоначального обучения, а достаточно 100 - 150. Лапшин продвигает в качестве с-та первоначального обучения свой МАИ-223, но какой-то он слишком уж лёгкий и приборами бедный. Да и моторчик Ротакс - это вообще бензопила, не внушает.
Андреас
17.06.2005 16:55
2 АК.
Если не ошибаюсь, вопрос стоит в самолете украинского производства? По крайней мере Порошенко об этом говорил (и я что-то там про НАРП-ы даже слышал)
Dutik..
17.06.2005 17:55
При всем уважении имею вопрос:
- а кого в Украине интересует наше/ваше мнение по поводу нового учебного самолета. Заказ на разработку будет отдан строго своим (денги не малые и державные), а там уж и не важно получится, полетит не полетит. Отмывалово вся эта "встала острая необходимость". Украине надо от силы 20-30 таких самолетов и затевать разработку нового безсмысленно. Дешевле в 10 раз купить готовые за бугром. Будь они хоть по 1мл. долларов, всеравно дешевле будет.
meglin
17.06.2005 17:58
Да, украинцы срочно решают. Летать скоро некому будет, пилоты стареют чего-то.
Установленный на Китенке 100-сильный 912-й Ротакс имеет ресурс 3600 час и межремонтный 1200, причем, кажется, его увеличили, так что относиться к нему с недоверием не стоит. Тем более, они бывают и полностью сертифицированными, авиационными.
Россия - страна богатая, профицит колоссальный, от резервов уже зарубежные банки пухнут, это понятно, боюсь, Украина эту троицу не потянет. Для первичного отбора курсантов достаточно и гораздо более легкого самолета, возможно, причем работающего на автомобильном, а не на авиационном топливе, которого у нас нет. Если еще эта машинка будет способна делать хотя бы то, что делал По-2, то было бы совсем неплохо, согласитесь.
Что у нас есть на сегодня:
А-20
АИ-10
А-22
НАРП-1
Спринт
СТРИЖ З-10
Т-10
Х-32УТ
и... еще один самолет, если успеет, он проходит первые испытания.
Сертифицированы как УТ на сегодня НАРП-1 и Х-32УТ, если не ошибаюсь. А-20 и АИ-20, наверное, имеют соответствующие допуски.
Но отобранному типу обещали поддержку в сертификации типа.
А что может быть предложено со стороны России?
meglin
17.06.2005 18:04
отчасти я склоняюсь к Вашему мнению, победит самый дорогой. Но - а вдруг случится здравый смысл???
Речь вроде шла не о разработке, а о срочном оснащении.
Когда-то, правда, это уже поднималось, доходило до того, что курсанты просились к нам на обучение, я их понимаю, использовать шанс выйти из института хоть с каким-то налетом, да еще если получить корочки Пилота СЛА - совсем неплохо, учитывая перспективу трудоустройства, пилотов СЛА сейчас позарез не хватает... Даже приказ выходил об оснащении. Но... Увы.
лапшин
17.06.2005 18:11
Полагаю, Дутик прав на 100%
Примером тому - один мой товарищ из Украины, влезший в одну из гос.программ со своим (не авиационным) бизнесом.Однако участие в данной программе оказалось обставленны таким частоколом отчетов, анкет, разъяснений - каким именно образом он наиерен потратить каждую гривну в ближайшие годы...
В итоге, уже полученные средства были возвращены с соответствующим нахождением повода для отказа от задачи.
Так, что мы-то - от участия в выборе отказывамся с порога.
Юра-то Яковлев по-любому - ближе.
А, касательно рассуждени насчет удобства первоначального обучения на с-тах класса Як-52, Як-18Т - не поленюсь повториться:никто мире не учит летать с нуля на 360-ти и более, сильных моторах.Без потерь, можно учиться н вчетверо меньшей мощности.
AK
17.06.2005 18:16
Но должен сказать, шо 360 коней - это не 750, как на Гжелке, Турбо-Финисте или СМ-2000 и тем более не 1000, как на Ан-2 или Ан-3.
И ведь ВВС наши учили на 29-ых, а потом и на 39-ых Элках.
meglin
17.06.2005 18:17
ну, в россии все возможно. И на элках с нуля обучать:))
И на Як-130.
Dutik..
17.06.2005 18:29
"По делам их судите о них.."
В то , что здравый смысл восторжествует в головах нынешных министров - не верю.
Не затрагивая нынешнюю ПолитЭкономическую ситуацию в Украине ...шоб матюков не печатать, выскажу мнение:
Обучать надо наверное так:
1. Планер
2. Шото типа "Бекас", Авиатика" или "Китенок"
3. Болшое (Л-410 для ГА, Л-39 - воякам)
При желании в 2 летных сезона запросто часов 150-200 налетат можно и три этом дешевле чем на "чистом" Як-18Т.
Всетаки деньги опьяняют, надо не самолеты покупать, а организационными вопросами заниматься.
Недавно подымался вопрос о "пропаже" почти всех самолетов Кировоградского училища. Сотни самолетов растажхили, а теперь нехватает, идиоты.
ANS
17.06.2005 22:05
Напрасно в Вашем списке нет Калининградского Дельфина - очень подходящий для первоначального обучения самолет.
Первоначальное обучение в летных училищах ГА и ВВС на планере - бессмыслица. Лебедок днем с огнем не найти, а с буксировкой самолетом по кругам - на одного курсанта два инструктора надо. Планер - это для красивого и сложного спорта.
Dutik..
17.06.2005 22:21
"Планер - это для красивого и сложного спорта."
Полеты на планерах позволяют научить очень культурной и чистой технике пилотирования. Кроме того богочно много других проблем решается - курсанты не боятся земли, посадка с подбором - обычное дело. Планера очень похожи на реактивные, думать надо всю дорогу , а это безценное качество летчика.
По "Дельфину" ничего сказать не могу. Отсутствие информации. Единственно о чем могу подозревать - шасси покрепче не мешало бы если для курсантов.
Як-18Т специально доиспутувался на это и таки крепкие стойки имеет. Видел сам и не раз как они выручали.. Если Делфин имеет такие - в список его.
Олег
17.06.2005 22:26
То , что есть на том пусть и учат, другого пока нет и в ближайшее время не будет. Далее жизнь покажет.
Slonyonok
17.06.2005 22:29
Для первоначального обучения вполне подойдет самолет двухместный, нормальной аэродинамической схемы, с мотором 65-80сил, полетной масой до 500кг.
Необходимо, чтобы прямые эксплуатационные расходы были свелдены к минимуму. Первоначальное обучение на таких самолетах должно проводитться в аэроклубах.
лапшин
17.06.2005 22:38
2 Dutik..:
Присоединяюсь к мнению.Насчет шасси Дельфина - правда:расчет на то, что перегрузка при посадке не превысит 3.5g для первоначального обучения вряд ли оправдан.Кроме того, цельноповоротное ГО также не очнь согласуется с "партой".
2 Олег:
Именно так, скорее всего и будет.Программа же для того и делается, чтобы "освоить средства" (см."Программу возрождения и развития малой авиации в РФ", где на первые пять лет вообще не предусмотрено создания НИ ОДНОГО нового самолета;вписанные в концепцию, формулировки заранее распределяют средства по "нужным" каналам)
Антон
18.06.2005 00:15
ВВС США в качестве самолета первоначального обучения используют Diamond Katana в недорогой комплектации. В принципе машина сравнительно недорогая, в управлении проста, хотя и не позволяет такого раз***дяйства, как Сессна. Да, управление - ручка, не штурвал.
Pazak
18.06.2005 00:40
Наверное первому году планер, самолет буксирует 3 курс. 2 год - что-то типа Як-52, 3 курс потяжелее, соответсвенно оставляем аналог Як-52, и вводим реактивный, а 4 углубленно реактивный со спецификой подготовки (истребитель, бомбер и т.д. и т.п.).
Dutik..
18.06.2005 00:50
О, самое главное чуть не забыл.
ВСЕ ОБУЧЕНИЕ НА КОМЕРЧЕСКОГО ЛЕТЧИКА МАКСИМУМ 2 ГОДА.
На любителя соответственно 2-3 месяца максимально. Нечму там мурыжить по 3 или 4 года.
Pazak
18.06.2005 01:05
2 Dutik - А теория ? Лучше сразу забить в память, чем потом.
Dytik..
18.06.2005 05:05
По теории два варианта:
- любители сами учат и сдают экзамены до полетов
- комерческие учат ТОЛьКО авиационную часть ( без дипломного образования)
как в штатах. Глядиш и у нас хоть процентов 10 от их числа летчиков через 10 лет будет.
Олег
18.06.2005 05:26
Dytik..:
Не знаю как за 2-3 месяца пройти обучение. Как минимум год, это если упорно заниматься. А в общем - 2 года(для среднего оброзования), и с летной практикой около 200 часов.
kurch
18.06.2005 09:47
Итак по порядку.
Кто ВАм сказал, что Украина нуждается в учебном самолёте для военных?При том месте, которое отводится ВВС, Украина нуждается скорей в учебно-боевых колесницах.
Кто сказал, что будет конкурс?Задача ведь грамотно освоить деньги.Актёры уже известны, декорации на сцене устанавливаются.Ждём, когда поднимут занавес.
Совершенно солидарен с Владимиром Павловичем- с украинским государством бизнес вести невозможно, оно само себе бизнес-партнёр, эдакий самоудовлетворитель.
По поводу списка, приводимого Владимиром Васильевичем- нельза в ону кучу мешать "во здравие" и "за упокой".
"Во здравие"
А-20, А-22, Т-10, Х-32.
Аи-10, Стриж З-10 - "Следствие закончено, забудьте"
НАРП-1- реанимация, на искусственном обеспечении жизнедеятельности.
Таинственный незнакомец (уж не о новом ли херсонском самолёте идёт речь?если о нём то там та-а-кой полёт конструкторской фантазии и такое консорциумное изготовление, что ИМХО , мы ещё долго будем спать без кошмарных преложений)??????
ИМХО, откликаясь на сентенцию "шоколадного зайца" совета нац. безопасности, долженствую заметить, что в Украине творческий гений отдела сертификации лёгких самолётов национальный боевой самолёт создал, и сие чудо-оружие в количестве более 2-х десятков произведено.Это самолет НАРП-1.Если это "оружие возмездия" появится над полем боя, супостаты оцепенеют от ужаса.Осталось решить, что делать с таким количеством пленных.
AK
18.06.2005 13:44
kurch:
Совершенно солидарен с Владимиром Павловичем- с украинским государством бизнес вести невозможно, оно само себе бизнес-партнёр, эдакий самоудовлетворитель.
При Кучме, возможно, так и было. Если б ему на смену пришёл Янкелевич - оно точно так и было бы, гарантированно. Но при нынешнем украинском Президенте, возможно, подвинется ситуация в лучшую сторону?..
Андреас
18.06.2005 14:35
Кстати, на ту же тему.
Вчера на мини-Давосе кто-то (не запомнил кто) просто сказал - нехрен изобретать велосипед. Украина никакая не особенная. Все рецепты уже есть и пройдены.
Это касается и сферы и экономики, и - почему бы нет? - авиации. Гриценко говорит про НАТО через 3 года? Значит, смотреть, на чем учат, скажем, в Венгрии и Польше, и - вперед.
Будет разработан самолет, который (хотя бы теоретически, без учета политики) может быть конкурентоспособен на мировом рынке - думать о нем. Некоторые любят повторять, что "нас туда не пустят, наши самолеты нах не нужны" - но ведь берут же американцы л-ки?
Пока таких производителей в Украине 2 - яковлев и антонов (из разного класса). ИМХО.
Технические вопросы... Индия взяла в качестве учебных 701-е зениты и не жужжит. Но Порошенко однозначно говорил про учебно-боевой, значет не про Нарп.
Чем же оснащать ТСО - почему бы и не Нарпами?
Некоторая надежда, что Гриценко авиационный спец по образованию, в Ахтырском УАП службу начинал...
Dytik..
18.06.2005 17:18
2 Олег:
Не знаю как за 2-3 месяца пройти обучение. Как минимум год, ... 2 года(для среднего оброзования), и с летной практикой около 200 часов."
Я уже написал что давать средне образование в ЛУ - идиотство. Ранше это из-за офицерского звания надо было , а сегодня зачем?
В штатах пилота готовят за месяц. В это время входит наземка и как минимум 40 часов полетов - более чем достаточно. Кстати, аварийность маленькая и гораздо ниже чем в России.
За 3 года (2 года 10 месяцев) обучения в среднем училише мы имели:
- 6 месяцев отпусков,
- 3 месяца колхозов,
- 8 месяцев летания ( всего 95 часов)
- 30% времени военка
- 40% времени общие дисциплины ( Политэкономика, СовПраво, и т.д)
- 30% по цпециальности.
Помоему это просто трара времени..
18.06.2005 17:49
А кстати, может, для этого самолеты нужны?
Летчики США будут обучаться в Украине
С 11 июня до 6 июля в Кировоградской государственной летной академии Украины (ГЛАУ) проходят переподготовку представители Военно-Воздушных Сил США. Об этом сообщила руководитель Центра общественных связей ГЛАУ Ольга Кушнир.
По ее словам, это уже четвертая группа из Соединенных Штатов, которая на протяжении последних лет выбирает для обучения Кировоградскую академию.
О. Кушнир отметила, что американские пилоты, бортинженеры, штурманы и другие авиаспециалисты пройдут в ГЛАУ полный курс переподготовки, состоящий из теоретической, тренажерной и летной практики.
Dutik..
18.06.2005 19:53
Nu vot i nashli prichinu srochnosti v novix samoletax. V Kirovograde prosto nenachem amerikosov uchit. Dengi daut , a letat nenachem ;-)
Олег
18.06.2005 20:23
Dytik..:
За месяц готовят камикадзе.
Не знаю , как вы изучите общую аэродинамику, далее практическую аэродинамику, РЭО, конструкцию самолета и агрегатов, метео, азбуку морзе, СВЖ, ТРД, тренажеры, (не беру во внимание военные дисциплины), и это все за месяц - круто. Не говорю о практике. Обалдеть, Вы , наверное не сталкивались с нормальными условиями обучения.
А если брать во внимание предметы высшего образования, Вы просто гений.
Dutik
18.06.2005 20:34
2 Олег:
Perechitaite moi postingi , tam otveti uje dani na 99% vashix voprosov.
"Вы , наверное не сталкивались с нормальными условиями обучения"
Stalkivalsya i neposredstvenno, i v dvyx raznix sistemax (stranax). Amerikanskii put poluchshe.
-----
"..как вы изучите общую аэродинамику, далее практическую аэродинамику, РЭО, конструкцию самолета и агрегатов, метео, азбуку морзе, СВЖ, ТРД, .. "
Doma i samostoyatelno, DO togo kak na poleti prishel.
Komu oxota pust i ustroistvo pnevmatikov uchit i sopromat i prochuju xren...k poletam ne otnosyashausya..
Chtobi ponyatnee bilo - kak v pravami na vojdenie avto.
Visshee obrazovanie nado v institutax brat , a ne v uzkospecializirovannix PTU.
Олег
18.06.2005 20:58
Dutik:
Я благодарен судьбе, что давелось учиться при СССР.
Настолько все досканально, что сейчас даже близко не наблюдаю тех условий, которые были.
Практическая общая аэродинамика проходила с использованием аэродинамической трубы, выполняли лабороторные работы, все проходило через свои руки.
Ваше представление об обучении за один месяц напоминает наше представление в летном училище, когда мы думали - " зачем это нам надо", но после мы оценили , все что давали при обучении.
У меня сегодня возникает гордость и уважение к тем преподавателям , которые нам преподавали все предметы , спасибо им.
А дома , самостоятельно, это детство.
Надо учиться у професионалов.
Дома можно научить обезьяну дергать ручкой, но не летчика.
Dutik
18.06.2005 21:09
" У меня сегодня возникает гордость и уважение к тем преподавателям , которые нам преподавали все предметы , спасибо им."
Taki i mne tak kajetsa ..;-)
" А дома , самостоятельно, это детство.
Надо учиться у професионалов.
Дома можно научить обезьяну дергать ручкой, но не летчика."
Za mesyac uchat vezde krome exSSSR i letaut tambolshe i dalshe, i bezopasnee.
Dutik
18.06.2005 21:18
Po statistike na avialiniyax v shtatax do 60% pilotov s vysshim i bolee obrazovaniem (Master). Ves prikol v tom chto pochti vse poluchili ego NE v uchilishax i letnix shkolax. Kak pravilo pilotskoe polucheno zadolgo do diploma ob obrazovanii i nezavisimo ot etogo
Олег
18.06.2005 21:20
Dytik..:
Не надо обманывать людей
///За 3 года (2 года 10 месяцев) обучения в среднем училише мы имели:
- 6 месяцев отпусков,
- 3 месяца колхозов,
- 8 месяцев летания ( всего 95 часов)
- 30% времени военка
- 40% времени общие дисциплины ( Политэкономика, СовПраво, и т.д)
- 30% по цпециальности.////
Во первых отпуск составлял 2 месяца за 3 года.
Во вторых колхоз составлял 1 месяц при поступлении на абитуре.
В третьих - 5 месяцев полетов , 70-90 часов налета(май, июнь, июль, август, сентябрь)
В четвертых - военные дисциплины преподовались в зимнее время до полетов(это необходимые спец предметы).
В пятых - получение высшего образования 8-9 месяцев по общеобразовательным дисциплинам( на первом курсе и все , а далее спецпредметы)
Лишними как бы были - это история КПСС и научный коммунизм(и то , это история, давшая понимание всего процесса)
Dutik
18.06.2005 21:23
2 Олег:
Vi sami uchilis v uchilishe? esli "DA" to v kakom i kogda?
Mnoyu napisano po lichnomu opitu.. KLUGA-86
Олег
18.06.2005 21:24
Dutik:
Писать по нормальному не удобно или что?
Олег
18.06.2005 21:33
Dutik:
Да, конечно.
Оренбургское 1984-88
18.06.2005 22:35
translit polzuyu
Dytik..
19.06.2005 01:28
2 Олег:
Мы от темы отошли далековато.
Какие по вашему должны быть учебные самолеты и почему. Отделно для ГА и ВВС
Да-а-а-а.... упустил ветку, виноват.
А тут уже столько наговорено!
Как могу, сочиняю статью по результатам поездки.
Недавно дошел слух из достаточно авторитетных источников со ссылкой на руководящих лиц, что победил А-22. Срочно звоню в Департамент. Ответили, что слухи таковые явно преждевременны, ждать результатов надо еще с месяцок-другой.
Для читателей приведу сравнительные данные отсутствующих в экспозиции украинских самолетов, чтобы хоть так постараться уравнять их шансы.
По новым таинственным самолетом имелся ввиду ХЕАТ.
Дельфина не приводил в списке, равно как и Китенка и прочих, ибо иностранные конструкции, увы...
kurch
09.07.2005 10:52
Под ХЕАТом понимается рукоделие им.Ярыгина?Если да , долженствую успокоить- на его фоне НАРПы со Стрижами блекнут.Такой себе "Бронетёмкин Поносец".Что касается конкурса, то здесь ситуация примерно следующая.Аэропракт всячески открещивается от мутных игр с государством и фаворитом сейчас является АИ-10., что ещё раз демонстрирует уровень компетентности родного Укравиатранса, т.к. производство АИ-10 на сегодняшний день НЕ СУЩЕСТВУЕТ, если сравнивать по уровню надёжности производителя Икар с тем же Лилиенталем, всё равно что придорожную шиномонтажку с концерном "Россава", жаль, Лилиенталю нечего выставить, никто Бекас всерьёз не рассматривает, несмотря на многочисленные "вопли и сопли"по поводу его "сертификатистости".
meglin
09.07.2005 18:32
Прошу прощения, отвлекся на сбор колорадов и поедание малины...Ну вот... А мне рассказали, что машина очень дельная и серьезная. Хотя подозрения насчет того, что серьезные организации обычно выдают нежизнеспособные машины - увы, были...
В очередной раз снимая шляпу перед образностью Ваших сравнений, все-таки позволю себе заметить, что "сертификатость" как производителя действительно присутствует. И специалисты, поверьте, руку набили за полторы сотни машин, и еще не меньше - ремонтных.
Но не стоит так уж размазывать производителей Икара. Кто знает, может завтра к ним придет заинтересованное лицо, и все переменится? Ведь есть же и технологи, и рабочие, уж сохранить и развить производство - не такая уж непосильная задача. Единичное производство - ничуть не проще!
Кстати, раз уж Вы упомянули: а почему, собственно, Бекас, как Вы говорите, никто не рассматривает всерьез? Мордочкой не вышел или пилотируется хуже кого-то из демонстрировавшихся?
Или без штурвала не хотят брать?
Или от того, что испытавался опять в ГАНИЦ?
Ведь не из-за моей же персоны, надеюсь?
А Т-10? Я пропустил реакцию на его полеты, начальство летало на нем?
kurch
11.07.2005 10:18
Я тоже пропустил, летали ли "государевы" люди на Т-10.Заинтересованные лица из "Бутылки"(небезызвестная нам высотка получила своё название за цвет оконных стёкол) половецкие пляски водят вокруг останков "Икара"(фирмы) ежедневно, но говоря об отсутствии производства я именно отсутствие квалифицированных кадров и говорил. Все технологи - это голова Гапановича.Все, кто работал у Вовы и чего-то стоит, уже давно либо в Аэропракте, либо в других стоящих фирмах.Даже если на Вову пролить сейчас золотой дождь, он всё равно будет нанимать работников за 70 баксов в месяц, уж поверьте, человека просто корёжит, когда он расстаётся с деньгами, даже если это зарплата его работникам.
meglin
11.07.2005 13:10
ну, на самом деле таких достаточно...
Жаль, по Т-10 непонятна реакция...
kurch
12.07.2005 01:04
Да, жаль.
Killir
12.07.2005 03:57
Мое мнение - нужен скоростной, высокоманевренный самолет, позволяющий выполнять пилотаж в полной объеме.