КАТАСТРОФА
сам. Ил-76мд. пилотируемого ком. полка в/ч 54918 военным лётчиком 1 кл. п-ком Калмыковым А.Н. 18 октября 1989 г.
Этап и условия полёта: заход на посадку, ночь, безоблачно, видимость 10 км.
Обстоятельства и действия экипажа.
При выполнении перевозки л/с б/тех. ВДВ через 5 мин после взлёта до срабатывания б/сигнализации экипаж обнаружил пожар 1СУ и разрушение двигателя с его отделением от левой плоскости. Применив систему пожаротушения, КЭ принял решение о внеочередной посадке на аэродроме вылета, однако пожар самолетными средствами ликвидировать не удалось. Пламя распространилось на элементы топливной системы и баки кессоны. Аварийная ситуация возникла внезапно и практически мгновенно перешла в катастрофическую. При заходе на посадку из-за неисправности г/системы экипаж применил аварийный выпуск шасси. Командир принял единственно правильное решение в выполнении посадки с гладким крылом. На 16-й минуте полёта на предпосадочной прямой в результате пожара на самолете и разрушения элементов конструкции левого полу
крыла, потери его несущих свойств самолёт столкнулся с водной поверхностно, разрушился и затонул. Экипаж и пассажиры погибли. В аварийной ситуации экипаж действовал своевременно и грамотно, проявив хладнокровие и мужество.
Причины.
Нелокализовакное разрушение двигателя №1, приведшее к повреждению топливной системы и баков- кессонов, возникновению пожара на левом полукрыле, значительной потере его несущих свойств, что привело к невозможности благополучного завершения полёта. Разрушение двигателя произошло в результате обрыва вала турбины низкого давления из-за интенсивного его разогрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по его поверхности вследствие разрушения межвального подшипника.
Виновник.
Пермское моторостроительное конструкторское бюро.
Мероприятия.
1. Минавиапрому разработать и внедрить мероприятия по предотвращению отказов, приводящих к нелокализованным разрушениям двигателя Д-30 КП и его модификаций.
2. До внедрения мероприятий промышленности провести оперативные мероприятия с целью продолжения эксплуатации двигателей Д-30КП и его модификаций, включая надёжную диагностику по выявлению опасных отказов на ранней стадии развития.