Русский EADS не вышел
ОАК перенимает корпоративную структуру Boeing
Создаваемая в России Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), изначально выбравшая в качестве примера для подражания европейский консорциум EADS, сейчас постепенно перенимает принципы корпоративного строительства американской корпорации Boeing. Теперь вместо отдельных хозяйствующих субъектов ОАК будет представлять собой единую компанию. В итоге один из основных дивизионов — гражданская авиация — лишился всех ключевых полномочий. По данным РБК daily, в отсутствие других желающих его возглавит Сергей Гальперин.
Изначально предполагалось, что бизнес ОАК будет структурирован по примеру EADS, в которую входят самостоятельные бизнес-единицы — авиастроительная компания Airbus, вертолетостроительная Eurocopter, Dassault — компания, специализирующая на военной технике, и производитель ракет MBDA. Все компании самостоятельно заключают договоры и поставляют технику. В этой схеме EADS представляет собой финансовую надстройку, роль которой заключается во владении акциями компаний, делегировании представителей в исполнительные органы и получении дивидендов. То же самое планировалось сделать и в России. ОАК должна была быть поделена на четыре самостоятельных дивизиона — управляющих компаний по гражданской, транспортной и военной технике и производству комплектующих.
Первым создали дивизион транспортной авиации, который состоит из работающих в тесной кооперации предприятий, во главе с МАК «Ильюшин». Его возглавил Виктор Ливанов. Далее должен был создаваться гражданский дивизион, или ООО «УК «ОАК-ГС». Вместе с этим произошло и изменение стратегии развития самого ОАК. И вновь создаваемые дивизионы уже потеряют часть своих финансовых и маркетинговых функций, которые передаются головной компании. В частности, все контракты решено заключать от имени ОАК.
Наибольшие потери понес дивизион гражданских самолетов, который был лишен всех проектов и рычагов управления, превратившись в дирекцию программ гражданской авиации. В частности, перспективный проект Superjet откололся в самостоятельный проект. МС-21 также обрел нового руководителя — вице-президента корпорации по перспективным проектам Валерия Безверхнего. Контракт по поставке и лицензионной сборке в Иране самолетов Ту-204 также был выделен в отдельное подразделение. Ил-114 и Ил-96-400 ушли к транспортному подразделению. Реализация остальных ныне существующих пассажирских проектов: Ил-96, Ту-204 и Ан-148 — была закреплена за дирекцией гражданских программ. Неучтенным остался лишь проект Ту-334. Послепродажное обслуживание выпущенных самолетов было отдано напрямую первому вице-президенту ОАК Михаилу Погосяну.
У ООО «УК «ОАК-ГС» остались только взаимодействие с конструкторскими бюро и серийное производство самолетов без финансового влияния. Утвержденный советом директоров ОАК в начале 2008 года на должность гендиректора данного подразделения нынешний глава компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов отказался возглавить такую усеченную структуру. «У нас состоялся важный разговор с Алексеем Иннокентьевичем (Федоровым. — РБК daily), — говорит РБК daily Александр Рубцов. — Мы пришли к общему мнению, что надо сконцентрировать усилия на работе ИФК». По его словам, сейчас на лизинговой компании лежат обязательства по поставке 90 самолетов стоимостью 4 млрд долл. «Заниматься строительством новой бизнес-единицы и производить самолеты чрезвычайно сложно», — резюмирует г-н Рубцов.
По данным РБК daily, в ближайшее время место гендиректора «УК «ОАК-ГС» займет нынешний руководитель департамента программ гражданской авиации ОАК Сергей Гальперин. В 2003 году он работал в Финансовой лизинговой компании на должности начальника авиационного управления по проекту Ту-214, позже, в 2006 году, он перешел в созданное тогда НП «ОАК». Официальный представитель ОАК Максим Сысоев не стал комментировать эту информацию, связаться с самим Гальпериным РБК daily не удалось.
«Как не занимался ОАК основной своей задачей — серийным производством самолетов, так и не занимается, — говорит совладелец ИФК Александр Лебедев. — Зато они занимаются всем чем угодно: финансами, лизингом, акциями EADS». По его словам, если сейчас забрать команду Александра Рубцова и его самого, то лизинговый бизнес ИФК, который создавался девять лет, будет разрушен. Сейчас в ОАК идут процессы, непонятные рынку, говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Можно понять Рубцова, который отказался идти в пустую структуру и не взял ее управление на себя», — говорит РБК daily эксперт.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ