Известно, что существуют две основные системы индикации пространственного положения ЛА на авиагоризонте -- т. наз. "прямая" ("с самолёта на землю") -- силуэтик самолёта неподвижен, движется линия горизонта; и т. наз. "обратная" ("с земли на самолёт") -- движется силуэтик самолёта, линия горизонта неподвижна. Есть ещё, правда, разновидности, у которых земля сверху, а небо снизу, и есть наоборот -- когда "как надо", небо сверху, но не об этом сейчас речь.
Вопрос: какая система индикации предпочтительнее в каких условиях, особ. на маневренных самолётах (истребителях) и при пилотировании в СМУ? Почему этот вопрос за более чем 100 лет существования пилотируемой авиации до сих пор не решен и идут споры?
Особенно интересует вопрос о том, какая система индикации лучше для полётов над безориентирной местностью без видимости линии естественного горизонта (море). Ибо говорят, что на МиГ-29К (который так в серию и не пошёл) поставили АГ с "прямой" индикацией в противоположность его предшественнику МиГ-29, на котором стоит обычный, с "обратной" системой. Ведь МиГ-29К как раз был предназначен для полётов над морем! Значит ли это, что конструкторы решили мой вопрос в пользу прямой индикации, и если да, то почему?
Известно также, что по поводу АГ для морских самолётов высказывался Т.Апакидзе. Что он думал по рассматриваемому здесь вопросу -- знает кто-нибудь?