Колонка редактора
Наше расследование: "Как убивают пилотов"
21 февраля 2008 года
Мы продолжаем следить за развитием событий вокруг гибели 21.03.2007г. в горах Коми экипажа вертолета Ми-8 RA № 22795 ООО Авиапредприятия 'Газпромавиа'. В настоящее время расследование уголовного дела № 498107 приостановлено, и все материалы дела переданы в Северо-Западную транспортную прокуратуру для проверки на предмет законности прекращения уголовного дела по представлению следователя Мальцева А.В.
Также, материалы уголовного дела были переданы родителям, погибших пилота-стажера Российского Антона, пилота-стажера Майорова Антона и бортмеханика-стажера Памова Михаила. Теперь, поскольку дело закрыто, и, опираясь уже на изученные нами документы следствия, мы можем рассказать обо всех открывшихся нам несоответствиях имеющихся в деле и констатировать факт, что события, произошедшие уже после катастрофы вертолёта, не только не проливают свет на обстоятельства гибели пилотов, а наоборот ещё больше запутывают следствие.
'Приключения' бортовых самописцев.
Первое упоминание в деле о бортовых самописцах содержатся в протоколе допроса спасателей 23.03.2007г. Спасатели сообщают, что самописцы найдены 23.03.2007г. рядом и на теле погибшего командира вертолета Сметанина М. А. Второе упоминание: 24.03.2007г. в докладе МЧС по итогам работ за 24.03.2007г. - самописцы не найдены. Третье упоминание: 27.03.2007г.- в донесении ООО а/к 'Газпромавиа', подписанным почему-то председателем государственной комиссии МАК Губаревым В.П. - самописцы сгорели и повреждены, расшифровка данных невозможна. Четвертое упоминание: 28.03.2007г. - постановление следователя о производстве обыска и выемки вещественных доказательств в офисе а/к 'Газпромавиа' - самописцы перешли из рук 'Газпромавиа' в руки следствия. Пятое упоминание: 29.03.2007г. - государственная комиссия МАК делает официальное заявление о невозможности расшифровки данных. И, наконец, Шестое упоминание: 30.03.2007г. - следствие передает самописцы председателю Государственной комиссии МАК Губареву В.П. для их последующего изучения и обработки данных.
Попробуем разобраться. Как вы видите, самописцы то появляются, то исчезают, информацию о повреждении самописцев от имени Газпромавиа почему-то подписывает сам председатель комиссии МАК. Тот же МАК спешит сообщить о невозможности расшифровки данных именно в тот момент, когда самописцы находятся у следователя по уголовному делу, а только на следующий день получает их для изучения. Нас поразил и тот факт, что никто не обратил внимание на информацию спасателей, первых добравшихся до места катастрофы. Они показали, что один из самописцев находился на теле командира Сметанина, а второй рядом. Но позвольте, как же тогда сгорели самописцы, сделанные из сверхпрочных материалов, а тело Сметанина нисколько не обгорело? А вот что сказано в заявлении МАК 29.03.2007г.: Бортовой магнитофон МС-61 подвергся сильным механическим воздействиям, носитель звуковой информации внутри магнитофона отсутствует. Вот чудеса, носитель информации бесследно исчез, просто чудесным образом 'испарился'. Есть ещё одно непонятное обстоятельство - хвостовая балка вертолёта была найдена в 150 метрах от вертолёта. Как же в таком случае самописцы оказались возле Сметанина. На наш взгляд, версия может быть только одна - кто-то добрался к месту крушения вертолёта раньше спасателей и перенёс самописцы, и, возможно, именно он и изъял носитель звуковой информации.
Но то, что действительно поразило нас, так это результаты расследования опубликованные на официальном сайте МАК http://www.mak.ru/russian/inve ... . Поясним: МАК регулярно доводит информацию о расследовании авиапроисшествий до общественности. При этом, обычно публикуются фотографии вскрытых бортовых самописцев и выводы технической комиссии МАК о причинах катастрофы. Всё это есть и по катастрофе Ту-134 RA 65021 произошедшей 20 марта 2007 года http://www.mak.ru/russian/inve ... , и по более поздней - Ан-12 бортовой номер RA-93912, 29.07.07 http://www.mak.ru/russian/inve ... . Почему же всего этого нет по данному делу, и почему МАК скрыл фотографии самописцев, отделавшись кратким заявлением?
Как искать, чтобы не найти?
Вернёмся к событиям предшествующим катастрофе и последовавшим сразу после пропажи вертолёта МИ-8. Вертолёт пропал 21.03.2007 после вылета с вертолётной площадки Пункта Экологического Контроля (ПЭК) 'Ущелье'. Чуть ранее, 16.03.2007г., на ПЭК 'Ущелье' прибывает руководитель КОМИ Управления государственного авиационного надзора А.В. Ещенко, сопровождающий сотрудников Сыктывкарского НИИ Биологии, который согласно материалам допроса, прибыл вместе с ними на ПЭК 'Ущелье' так как 'умеет управлять снегоходом и хорошо читает следы диких животных'. В списках пассажиров, убывших с ПЭК 'Ущелья' следующим рейсом 19.03.2007г. Ещенко А.В. не значится. Это может означать только одно - в момент катастрофы он находился на ПЭК и знал о прилёте вертолёта Сметанина 21 марта. А дальше происходит поразительная вещь - в тот же день, 21.03.2007г., он выходит на связь с диспетчером Вуктыла и дает указание спасательному рейсу Ми-8 'Газпромавиа', вылетевшему в 16.09 из Ухты : 'прекратить полет на ПЭК 'Ущелье' и лететь на Нижний Глубник', сопровождая свой приказ словами 'им здесь делать нечего... и скажите командиру, чтобы он сделал всё как надо, он всё знает'. Командир вертолета выполняет это указание, и по прилету в Вуктыл почему-то докладывает, что егерей национального парка не обнаружил. А вот 03.04.2007 г. Ещенко А.В. утверждает отчет директора ФГУ 'Ухтинская РПСБ ГА' Г.В.Левшонкова о проведенной поисково-спасательной работе, и при этом отмечает, что 21.03.2007г. единственный спасательный рейс уже Ухтинского ЛО ФГУП 'Комиавиатранс' совершил полет по маршруту Ухта - ПЭК - Вуктыл. Не понятно, почему Ещенко (на тот момент он ещё и руководитель поисков) отправляет поисковый вертолёт в район не указанный в маршруте? Какое такое важное задание должен был выполнить командир вертолёта, или Ещенко уже всё знал о судьбе вертолёта и пытался затянуть поиски? В деле есть запись следователя, что Сметанину перед вылетом вручили заявку на полёт на Нижний Глубник. Возможно, Ещенко был об этом отлично осведомлён и поэтому отправил туда спасательный вертолёт. Однако, следов заявки не обнаружено. Напомним, что вертолёт потерпел катастрофу после вылета с ПЭК 'Ущелье', всего в полутора километрах от ПЭК.
И тут следует сказать, что причиной смерти Российского А.А. и Демина СП., по заключению суд. мед. эксперта Юхтанова А.В. от 27.04.2007г., явилось 'общее переохлаждение организма'. А это значит, что в тот момент, когда Ещенко отравляет поисковый вертолёт в другой пункт по каким-то только ему известным делам, Российский и Дёмин были ещё живы! Родители погибших считают, что гибель их детей стала следствием решений руководителя Коми Управления государственного авиационного надзора и спасательной операции А.В. Ещенко. К сожалению, следствие не пытается ответить на вопрос - были ли его действия халатностью или имел место умысел.
Но и это ещё не всё, 17.04.2007г. в материалах допроса тот же А.В.Ещенко называет 4 причины гибели вертолета. В настоящее время эти причины дословно воспроизведены на сайте МАК уже как плод длительных раздумий специалистов самой комиссии МАК под руководством Губарева В.П.
Мастера кройки и шитья.
В материалах дела имеется множество документов заслуживающих внимания:
- странная, форсированная программа летной подготовки, скорее всего приложенная к делу для оправдания полёта экипажа в составе командира и 3-х стажёров (Исполнитель - отсутствует; подписи - отсутствуют; когда и кем продукт произведен и утвержден - неизвестно);
- метеосводка, которая по показаниям свидетелей и выводам МАК совершенно не соответствует реальным погодным условиям на момент катастрофы;
- акт проверки Ространснадзором организации летной работы в летной службе ООО Авиапредприятие 'Газпромавиа', указывающий на многочисленные нарушения.
И многое другое, так же заслуживающее внимания и отдельного анализа. Нам же хочется рассказать о качестве следствия, проведённого под руководством Прокурора республики Коми Щуклина А.И. Сложилось впечатление, что заканчивалось следствие следующим образом: следователь на бланке набил - ' ' 04.2007г. и под этой датой провел массу документов. Сшивая дело, он от руки, карандашом ставил: где 03.04.2007г., где 04.04.2007г. Азарт творчества привел к тому, что ряд запросов сделан 04.04.2007г., а ответы получены 03.04.2007г. На наш взгляд, это дело действительно заслуживает тщательной проверки, которую сейчас и проводит Северо-Западная транспортная прокуратура.
По мнению родителей погибших пилотов-стажёров, деятельность по расследованию, или, вернее, сокрытию обстоятельств катастрофы и уничтожению вещественных доказательств в материалах дела явно просматривается. По их мнению, объем фальсифицированных документов составляет более 50% уголовного дела. Такая же история со всеми остальными документами, представленными следствию и комиссии МАК. Предельная степень цинизма, по нашему мнению, выражена в одном из ответов а/к 'Газпромавиа' следствию - на запрос с требованием представить планы учебно-тренировочных полетов, следствие получает ксерокопии книг, наставлений, учебников...
Тайная жизнь ПЭК 'Ущелье', или Пансионат Элитного Кайфа.
Есть в деле и тайна, которая, возможно, сможет пролить свет на многие обстоятельства и 'странное' поведение отдельных его фигурантов.
Согласно документам, пункт экологического контроля 'Ущелье' сдан в эксплуатацию в декабре 1996 года при строительстве газопровода СРТО-Торжок на участке 1217 - 1265, 2 км (знаменитый газопровод 'Северное сияние'). Согласно приказу Зам. Ген. директора ООО 'Севергазпром' А.В.Стрижака, адрес объекта : 338-й км газопровода. Но, на самом деле он расположен в более чем 100 км от газопровода. Площадь объекта - 704 кв. м., включая вертолетную площадку, оценены по балансовой стоимости в 99340 рублей, а именно по 141 рублю за 1 кв.м. Реально, помимо, или вместо экологического контроля, данная база используется в качестве Газпромовской базы отдыха, с охотой и катанием на снегоходах (вспомните цель приезда на ПЭК А.В. Ещенко).
На 21.03.2007г. в плане полетов, представленных в материалах МАК и следствия, утвержденном летным директором Ухтинского филиала Фатеевым А.А., маршрут полета обозначен следующий: Ухта-Вуктыл-Кожва-Вуктыл-ПЭК-Вуктыл-ПЭК-Вуктыл-Ухта-Вуктыл (на сайте МАКа указан другой маршрут, а в деле имеется ещё множество вариантов заявок на полёт). Ориентировочно это 12 часов рабочего времени. В плане отсутствует площадка КС-3 (компрессорная станция 3 Севергазпрома, находится в 15 км. южнее Вуктыла). Однако, согласно свидетельским показаниям, именно там экипаж МИ-8 забрал на ПЭК 5 рабочих на очистку снега на дорожках базы, 2 кресла и пуфики. Из материалов допроса Ещенко А.В. становится понятно отсутствие в плане данной площадки - по его словам, по документам её просто уже нет, и на ее территории ведется строительство неизвестного объекта.
В это же время, по национальному парку 'Югыд Ва' бродит некто Звягин Г.М. в сопровождении друзей, 2-х водителей, охранников. Именно, на территории этого национального парка расположено предприятие ООО 'Севергазпром' 'ПЭК 'Ущелье', предназначенное для отдыха элитных гостей. Следствие ведет поиск данного гражданина, который умудрился покинуть район незамеченным. Для справки: в данный район и из него можно добраться только вертолетом. На последнюю попытку поручения следователя на производство допроса членов данной группы на территории Самарской области получен ответ: 'никто не найден'. Также, не удалось найти и допросить сопровождавшего группу жителя города Печора Черняева А.А., он же руководитель группы инспекторов лесного надзора по Печорскому району.
Для справки: Звягин Геннадий Михайлович - бывший заместитель Генерального директора ООО 'Севергазпром', бывший Генеральный директор ООО 'Самаратрансгаз', бывший кандидат в губернаторы Самарской области, в настоящее время - пенсионер, член Самарской областной Думы, председатель Самарского отделения партии 'Справедливая Россия'. Мы располагаем адресом его места жительства в г. Самара и даже номером мобильного телефона (проверено, телефон верный), и готовы предоставить данные следствию.
Одновременно с этим разыскивается находившаяся в том же районе группа ГУ РК 'профессиональная аварийно-спасательная служба' Д.А.Тропникова. Теоретически, эти люди и группа Звягина Г.М. могли побывать на месте катастрофы до появления спасателей, и если на борту вертолёта были вещи принадлежащие им, 'нелегально' доставлявшиеся на Нижний Глубник, могли свое имущество разобрать прямо на горе. Благо, что руководитель 'спасательной' операцией - руководитель Коми Управления государственного авиационного надзора Ещенко А.В. был рядом и держал всё под контролем.
О еще не уничтоженных вещественных доказательствах.
Пролить свет на многие события могло бы полётное задание, находившееся в портфеле погибшего командира Сметанина, но, по материалам дела, именно оно и сгорело, а сам портфель с остальными документами цел. В настоящее время портфель погибшего пилота-стажёра Майорова А.Б. находится в прокуратуре города Сосногорска, находящейся в прямом подчинении Щуклина А.И. Согласно акту передачи, в этом портфеле мы найдём пропавший план учебно-тренировочных полетов и задание на тренировку. Отметим, что по непонятным причинам и копия полётного задания, которая должна была находиться в офисе Газпромавиа, следствию не была предоставлена.
Родителям погибших молодых парней, так и не осуществивших по настоящему свою мечту о небе, остаётся только надеяться на справедливость и то, что Северо-западная прокуратура всё же сможет разобраться и определить виновных. А список обвиняемых может быть значительно расширен. На наш взгляд, имели место не только нарушение правил осуществления полётов, но и уничтожение вещественных доказательств, фальсификация документов, сокрытие обстоятельств катастрофы и дача ложных показаний, умышленное неоказание помощи пострадавшим приведшее к смерти.
Сегодня же прокуратура Коми, вместо расследования обстоятельств гибели, а родители погибших уверены что убийства, свалила на их головы тома 'компромата' на 'ГАЗПРОМ', национальный парк 'Югыд Ва' и прочие государственные структуры. Чего стоит одна только доверенность от господина Овчаренко А.С., выданная некоему Лобатому В.Е., нотариально не заверенная, в простой письменной форме, на право управления миллионами, а точнее, на право ставить свою подпись за генерального директора Ухтинского филиала ...
Как сказал один мой знакомый, - здесь вы не по адресу, вам надо в ЦРУ и прочие организации. Это там пишут аналитические записки касательно коррупции в России, степени управляемости крупными энергетическими комплексами, работе правоохранительных органов, и, как выяснилось, 'топографическом кретинизме' при строительстве систем энергообеспечения.
http://www.avia.ru/editor/?id=321
Сколько может продолжаться фальсификации!!!!!! Когда у Власти кончится терпение?!
А МАК давно пора распустить или ликвидировать. Их деятельность только тормозит развитие ГА в России!