Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Сегодня 34 года тарану капитана Г. Н. Елисеева

 ↓ ВНИЗ

12

Alan Smithee
28.11.2007 14:20
Светлая память герою



ПОСЛЕДНИЙ МИГ КАПИТАНА ЕЛИСЕЕВА

30 ЛЕТ НАЗАД СОВЕТСКИЙ ЛЕТЧИК ВПЕРВЫЕ В МИРЕ СОВЕРШИЛ ТАРАН НА СВЕРХЗВУКОВОМ РЕАКТИВНОМ САМОЛЕТЕ



Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя - таран. Иной раз приходится слышать, что это - акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Георгий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран - это прежде всего высокий акт самопожертвования.



Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-азербайджанской границы плавно уходит на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинившийся на территорию Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х годов настоящей находкой.



К тому времени и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970 году на военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО. Прочно стоял кавказский рубеж.



И лишь воздушные ворота со стороны Ирана были приоткрыты. Самолеты-разведчики НАТО часто пересекали границу Союза в северной части выступа, "засвечивали" радиолокационные станции, ловили в эфире переговоры дежурных сил авиации и, выяснив степень их готовности, уходили в сторону моря. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.



28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. На командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО, куда поступил сигнал об этом, в то время находился начальник политотдела корпуса генерал-майор Александр Останин. Александр Васильевич давно на пенсии, но события тридцатилетней давности помнит отчетливо. Вот что он рассказал корреспонденту "Труда":



- В 1973 году американцы "посадили" в Иране эскадрилью истребителей F-104. И граница сразу стала беспокойной. Поэтому в тот день ни у кого не было сомнений, что цель реальная. Ее продвижение сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. Почему-то врезалась в память фамилия начальника станции - капитан Темный.



В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения. Командир корпуса отдает капитану Темному приказ уничтожить самолет противника.



В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом МиГ-21 борта 240 - капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Темный и передал приказ: "Цель уничтожить!"



Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет - на секунды.



- Пуск первый! - доложил Елисеев. И дальше - молчок. Спустя какое-то время опять доклад: "Пуск второй!" И снова молчок.



Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса "воздух - воздух" взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит - промах.



Из динамика опять раздался голос Елисеева: "Самолет летит". Капитан Темный дает ему команду идти на таран, и мы слышим в ответ хладнокровное "Есть на таран!"



Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все оказались. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны "железного занавеса" царила обстановка военного психоза и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя - война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...



Темный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: "Вас понял!" Это были его последние слова.



Отметки самолетов на экране локатора пропали. Скорее всего, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а, как торпеда, всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться ему не удалось. А вот американские летчики уцелели. Они приземлились недалеко от границы, и их задержала тревожная группа с ближайшей заставы.



Я спросил Александра Васильевича, почему летчик не воспользовался 23-мм пушкой, которую к тому времени уже начали устанавливать на МиГах этого типа. В некоторых источниках сообщалось, что после первой же очереди пушка у Елисеева отказала, а авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно. Останин ответил, что ничего об этом не слышал.



Тайну могла бы приоткрыть пленка с записью переговоров "земли" с бортом 240. Долгое время она хранилась в ленинской комнате радиотехнического батальона. Потом - в музее 15-го корпуса ПВО. Но после его расформирования пленка куда-то исчезла.



Звание Героя Советского Союза капитану Геннадию Елисееву было присвоено по тем временам очень быстро - 10 декабря 1973 года, спустя всего двенадцать дней после его гибели.







ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"



История авиации хранит более 600 случаев, когда воздушный бой заканчивался тараном. И все совершены советскими летчиками. Только во второй половине 1941 года они протаранили и уничтожили около 200 фашистских самолетов, из них 25 - на подступах к Москве. Герой Советского Союза Борис Ковзан четырежды таранил вражеские машины и остался жив.



Первый в мире таран совершил 26 августа (8 сентября) 1914 года автор знаменитой "мертвой петли" штабс-капитан Петр Нестеров, командовавший авиационным отрядом на Юго-Западном фронте.



"Вороны, а не ястребы", - говорил Нестеров о летательных аппаратах той поры, еще не имевших вооружения. В тот день над аэродромом недалеко от Львова появился австрийский "альбатрос" - разведчик. Летчик бросился к самолету. Легкий "моран" без труда догнал противника. Но требование сесть на летное поле австриец проигнорировал, и тогда Нестеров рубанул винтом крыло вражеской машины. Оба пилота погибли. В одном из приказов кайзера Вильгельма II есть такие слова: "Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские...".



ссылка - http://www.trud.ru/trud.php?id ...



Родился 26 декабря 1937 года в городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961 года. После окончания средней школы в 1955 году поступил в Батайское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1959 году. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973 года нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. В районе Муганской долины (Азербайджанская ССР) Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана. По команде с КП он сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по присечению полёта самолёта-нарушителя, капитану Елисееву Г.Н. 14 декабря 1973 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. Семья Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия)



ссылка - http://aeroram.narod.ru/win/e/ ...

Может здесь есть люди причастные к тем событиям?
А.Гарнаев
28.11.2007 14:44
!
avm
28.11.2007 14:47
"Ему капитан Темный и передал приказ: "Цель уничтожить!"",
" Капитан Темный дает ему команду идти на таран..."

Интересно, а почему это командир РТБ лётчику приказы выдаёт?
igorgri
28.11.2007 15:04
только вот какие моменты интересны:

http://ru.wikipedia.org/wiki/% ...
Тара́н - приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае самолета). Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Таран широко использовался в годы Второй Мировой войны, некоторые лётчики таранили вражеские самолёты по четыре раза (Борис Ковзан).

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель (Гастелло, Николай Францевич, Грибовский, Александр Прокофьевич), а в Японии существовали подразделения камикадзе.

С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имелись случаи тарана и реактивными самолётами: так, немецкий унтер-офицер Эдуард Шалльмозер в 1945 году на своём Me.262 три раза таранил самолёты противника. [источник?] В истории советских ВВС имело место два тарана реактивными самолетами нарушителей границы, причем в одном случае таранивший летчик смог катапультироваться.


http://www.allaces.ru/cgi-bin/ ...
4 апреля в 11.00 Фэрман с Шалльмозером по тревоге взлетели наперехват группе P-38. Спустя двадцать минут западнее Мюнхена они обнаружили "Лайтнинги", летевшие на высоте 9500 метров. "Мессершмитты" атаковали их спереди сквозь облака, но при этом Шалльмозер, не рассчитав своей скорости, протаранил один из американских самолетов. Во время столкновения Ме-262А-1a W.Nr. 111745 унтер-офицера Шалльмозера получил лишь небольшие повреждения и потому смог благополучно приземлиться на аэродроме Мюнхен-Рием.

20 апреля пятнадцать Ме-262 из JV44 перехватили В-26 из 323, 394 и 397BG, которые совершили налет на железнодорожную станцию и депо в г. Меммингене, в 104 км западнее Мюнхена. Около 11.00 "Мессершмитты" атаковали бомбардировщики, летевшие на высоте 3500-4000 метров. Заметив немецкие истребители, пилоты В-26 начали смыкаться в плотный боевой порядок, чтобы сконцентрировать заградительный огонь. Во время атаки Шалльмозер, бывший в первой волне Ме-262, снова обнаружил, что из-за задержки в механизме заряжания его пушки снова заклинило. На какие-то доли секунды его внимание было отвлечено на переключение тумблеров в кабине, но этого вполне хватило, чтобы повторилось произошедшее 4 апреля.

Ме-262 фельдфебеля Шалльмозера задел за В-26 44-68109 первого лейтенанта Джеймса Хансена (James M. Hansen), который возглавлял 455FS. Перевернувшись, "Мессершмитт" начал падать прямо сквозь боевые порядки бомбардировщиков, пролетев при этом всего в 18 метрах от В-26 первого лейтенанта Вининга.

По "Мессершмитту" Шалльмозера успели открыть огонь верхний бортстрелок Вининга сержант Чальз Вингер (Charles W. Winger) и стрелок верхней башни другого В-26, летевшего рядом сержант Эдвард Тышкевич (Edward S. Tyszkiewicz). Они оба затем утверждали, что видели попадания в фюзеляж и правое крыло Ме-262.

С большим трудом Шалльмозер все же сумел выпрыгнуть на парашюте. Он приземлился в саду перед домом своих родителей прямо на глазах у изумленной матери. Выбираясь из кабины падающего самолета, он сильно повредил колено и потому был отправлен в госпиталь, располагавшийся в местечке Унтерфёринг (Unterföhring) около Мюнхена.

В то же время В-26 лейтенанта Хансена, за который задел "Мессершмитт" Шалльмозера, благополучно вернулся на свой аэродром. При этом Хансену даже не потребовалось останавливать двигатель, поскольку, как потом выяснилось, все четыре лопасти винта правого двигателя от удара по килю Ме-262 были равномерно загнуты на расстоянии 15 см от концов, что не вызывало никакой вибрации двигателя.


http://www.rossteam.ru/modules ...
1973: Советский летчик капитан Г. Н. Елисеев впервые в мировой авиации совешил воздушный таран самолета-нарушителя (ЕС-103Е - самолет радиоэлектронной разведки) на сверхзвуковом реактивном самолете (МиГ-21СМ).


28 ноября 1973 года капитан Елисеев Г.Н. нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. В районе Муганской долины (Азербайджан) Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" (T-33 ?) ВВС Ирана. По команде с КП он сначала занял готовность N1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ капитана Чёрного пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: "Выполняю!". Видимо Елисеев забыл, что его самолёт (единственный в полку) вооружён пушкой, и решил пойти на таран (по другим данным, пушка отказала при перезарядке). Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13.15.

Звание Героя Советского Союза Геннадию Николаевичу Елисееву присвоено посмертно 14 декабря 1973 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по присечению полёта самолёта-нарушителя.


От себя - ну странная путаница в типах ЕС-103??? F-4? T-33? T-38?

А вообще - мужик совершил подвиг...
Полковник ВВС
28.11.2007 15:08
На самом деле все было проще: капитана Елесеева обстрелял ракетами другой советский истребитель. Еонечно, целилсмяон в Натовца, но попал в своего. Вот обломками самолета Елисеева амриканца и зацепило. А потом решили из этого очердную совковую пропаганду сделать: дескать, пошел на таран !

Да, кстати, в 1960 году когда сбивали У-2 Пауэрса была ананлогичная ситуация. Только тогда свой же Миг подбили ракетой с земли, а уже обломки советского самрлета попали в американца. Именно поэтому тот остался жив.
28.11.2007 15:08
да уж
Полковник ВВС
28.11.2007 15:08
На самом деле все было проще: капитана Елесеева обстрелял ракетами другой советский истребитель. Еонечно, целилсмяон в Натовца, но попал в своего. Вот обломками самолета Елисеева амриканца и зацепило. А потом решили из этого очердную совковую пропаганду сделать: дескать, пошел на таран !

Да, кстати, в 1960 году когда сбивали У-2 Пауэрса была ананлогичная ситуация. Только тогда свой же Миг подбили ракетой с земли, а уже обломки советского самрлета попали в американца. Именно поэтому тот остался жив.
Ющ
28.11.2007 15:14
Глупо как-то в мирное время из себя камикадзе строить
avm
28.11.2007 15:21
... капитана Елесеева обстрелял ракетами другой советский истребитель...

Полковник ВВС, откуда такая информация?
Историк СССР
28.11.2007 15:28
Мне интересно почему 2 ракеты В-В советского производтсва не поразили такую легкую цель как F-104 ?
28.11.2007 15:29
Полковник, не порите чушь.
igorgri
28.11.2007 15:57
2 Историк СССР

Может Р-60? У нее поражающая способность была как то не особо...
Su-17
28.11.2007 16:23
А почему полковник порет чушь?
Да и вообще, если где-то геройство, то значит до этого было кем-то вытворено преступление или бездарность.
Для информации. От Вазиани до этого дурного выступа 360км. СМ без ПТБ имеет около 2500л. Что он там мог перехватить?
Аналогичный таран на Су-15 сделал в 1981 Куляпин, поднятый из Кюрдамира. Его друзья мне за рюмкой чая рассказывали, как всё было. Ну, кое что написано тут.
Да, по телевизору для народа сказали, что самолёты просто столкнулись.

В конце июня 1981 г. некий шотландский коммерсант Стюарт МакКафферти зафрахтовал для перевозки иранского оружия самолет Canadair CL-44. Командир воздушного судна Эктор Кордеро и еще двое членов экипажа согласились перевезти опасный груз в Иран. И вот, 17 июля 1981 г., огибая фланг ирано-иракского фронта, экипаж самолета решил сократить маршрут, нарушил границу Армении и, пролетев некоторое время в воздушном пространстве СССР, ушел на иранскую территорию. Советские истребители ПВО даже не были подняты, хотя PJIC вовремя обнаружили нарушителя. Дежурный офицер на КП округа просто проигнорировал случившееся. Это привело к тому, что на следующий день CL-44, возвращаясь из Ирана в Турцию, опять воспользовался "коротким путем". Правда, на этот раз с грузинского аэродрома Вазиани* на встречу "гостя" вылетели две пары Су-15ТМ. Однако нерешительность и, во многом, неквалифицированные действия офицеров, дежуривших в этот день на КП 34-й ВА, привели к тому, что перехватчики израсходовали горючее и вынуждены были вернуться на аэродром. Тогда на цель был наведен капитан Валентин Куляпин, который получил команду посадить нарушителя. И вновь несогласованность во взаимодействии летчика и КП обрекла Куляпина на таран "Канадэра". Дело в том, что Су-15ТМ нес ракеты дальнего радиуса действия Р-98М, а нарушитель уже подходил к границе и делать новый заход для атаки этими ракетами времени не оставалось. Только со второго раза советскому летчику удалось килем и фюзеляжем снизу ударить по стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, a CL-44 упал в 2-3 км от границы, похоронив под своими обломками весь экипаж. Капитана Куляпина наградили орденом Боевого Красного Знамени.

Вот сцылка http://www.airforce.ru/awm/hot ...
А.Гарнаев
28.11.2007 17:18
Аноним: 28/11/2007 [15:29:09]
"Полковник, не порите чушь."

Su-17: 28/11/2007 [16:23:54]
"А почему полковник порет чушь?"

У меня есть го-о-о-ораздо более правдоподобная версия :
... дело в том, что когда (цит.):
"... капитана Елесеева обстрелял ракетами другой советский истребитель ... обломками самолета Елисеева амриканца и зацепило. А потом ... когда сбивали У-2 Пауэрса была ананлогичная ситуация. Только тогда свой же Миг подбили ракетой с земли, а уже обломки советского самрлета попали в американца."
:-(
= то ТЕ же самые падающие обломки заодно вдарили изрядно "Полковника ВВС" по черепной коробке ...
Грешно спорить\нервировать ... :-)
PitStop
28.11.2007 17:53
Это ж на каком расстоянии от U-2 надо было сбить свой МиГ, чтобы обломки его долетели до врага и вынесли его? МиГ шёл на таран?
AK
28.11.2007 18:14
Поднимем сегодня стаканы в память о Герое!
Clipper747
28.11.2007 20:33
Согласен с мнением, что в мирное время убивать и себя и других людей низачто, просто ради приказа, это не геройство, а глупость. А тем более в таких безобидных ситуациях, которые ни для кого (кроме задниц начальства) угрозы не представляют.
28.11.2007 20:50
ВО, БЛИН, ДАЛ ЭТОТ КЛИППЕР!

Clipper747:

Согласен с мнением, что в мирное время убивать и себя и других людей низачто, просто ради приказа, это не геройство, а глупость. А тем более в таких безобидных ситуациях, которые ни для кого (кроме задниц начальства) угрозы не представляют.

ПРАЛЬНО, ЗАЧЕМ БД И ВСЯ ПРОЧ ХРЕНЬ...
МИР, МОЛ, ПУСТЬ ЛЕТАЮТ ГИДЕ ПОПАЛО...ДО ВОЙНЫ.

"ОСКОЛКИ" ОТ ТОГО МИГ-21 НЕ ТОЛЬКО "ПОЛКОВНИКА ВВС" УДАРИЛИ ПО ГОЛОВЕ.
ас
28.11.2007 20:58
С капитаном Елисеевым встретился впервые в штабе воздушной армии во Львове молодым лейтенантом...Был на стене стенд с описанием его подвига...Произвел впечатление. Помню до сих пор.

"Полковнику ВВС" и Clipper747:
Вам, господа, не понять...Ну и говорить напраслину и бред не нужно. Вас там не было (да, в воздухе, не в штабе армии).

28.11.2007 21:05
По моему таран это был его единственный способ избежать трибунала.
Su-17
28.11.2007 21:44
Вообще, зашибись анонимно-совковский подход к теме. Значит, Елисеева надо было бы отдать под трибунал по причине невыполнения приказа(слабак, простенький таран не мог сделать по сраному Ф-104 чёрт те где на границе Азербайджана с Ираном).
По аналогии всех причастных к пролёту Руста до Москвы(а это в основном генералитет) надо было бы расстрелять у стены на Красной площади. Сто пудов, при Сталине так бы и было.
29.11.2007 00:45
Я служил в Кюрдамире технарем в 80-х. Этот аэродром прямо севернее "выступа" (60км от иранской границы). В ленинской комнате я увидел на стене панно, посвященное "реактивному тарану Елисеева" с призывами брать с него пример. Я спрашивал летчиков нашей эскадрильи, типа слабо в случае чего таранить. Замкомэска сказал что он наголову еще не болен. Этих козлов через день отгоняли от границы. Если доводить до таранов, то летчиков и самолетов не напасешся.
Да еще, по словам тех, кто служил тогда, был сбит УТС Т - 38, который вроде забрел к нам из-за потери ориентировки. Во всяком случае в обломках не нашли разведовательной аппаратуры. А далее заработал ГлавПУР, типа "пипл схавает".
nikolai
29.11.2007 11:24
F-104:
http://ru.wikipedia.org/wiki/L ...
'Создатель вдов' ('Widowmaker')

МиГ-21:
http://combatavia.info/index1m ...
Алекс
03.12.2007 02:16
Анониму 28/11/2007 [21:51:50] Не надо , товарисч, считать себя умней всех. Я родился в гарнизоне ПВО и детство свое провел там. и мы пацанами во всяком случае всегда думали что наши отцы делают что-то важное. особенно на фоне постоянного дежурства летчиков в ДЗ (кто знает -тот знает что это) и ежегодных перелетов полка на стрельбы в Красноводск.
Откуда ты знаешь какая атмосфера царила в те годы. У меня отец истребитель сажал на две стойки. Получил радиоприемник Спилолла, часы электроника и орден Красной Звезды за спасение самолета. Хотя такие Анннонимы как ты скажут : На хуй это надо. Катапульта ведь есть.. Не гони
Director
03.12.2007 03:03
А я в Вазиане слышал историю про то что с ракет перед взлетом не были чеки сдернуты. И стрелять ему было просто нечем. Кстати вполне возможно. В Польше летали с дежурного звена подобным образом. Спешка... Но то что он принял решение таранить - герой. Нельзя судить его с сегодняшних позиций. Тогда немного ценности другие были. И не надо говорить, что от страха перед КГБ-НКВД-СМЕРШ-ОГПУ. Чушь это полная. Когда человек выбирает между жизнью и смертью, он всегда выберет жизнь. Даже лишнюю минуту. Здесь действовал другой фактор, многим сейчас не понятный.

igorgri:
2 Историк СССР
Может Р-60?

Вы год - то какой посмотрите?
Александр Ваничкин
03.12.2007 09:16
В 1974 году в Ленинской комнате , в училище висел портрет Елисеева с кратким описанием подвига.
Светлая ему память!
В полку уже слышал, что удар пришелся в фонарь самолета.
Наблюдатель
03.12.2007 13:21
Вы не пили? Тогда с Пауэрсом, на U-2 навели прототип Су-9 для тарана- его в тот момент в Минск переганяли. Но он не удачно вышел на него. МиГ-19 е сбили по иной причине.
McSASH
03.12.2007 13:46
2 директор
А я в Вазиане слышал историю про то что с ракет перед взлетом не были чеки сдернуты. И стрелять ему было просто нечем. Кстати вполне возможно. В Польше летали с дежурного звена подобным образом.

не слышал, если можно просветите по Польше.
McSASH
03.12.2007 13:49

На подвиге Елисеева воспитано наше поколение.

carinas
03.12.2007 15:07
Интересно, а что у Елисеева был последний самолет в СССР???
Su-17
03.12.2007 17:23
Анониму 7:25
Хорошо, конечно, получить максимум удовольствия и не забеременеть. Но так бывает редко.
Тот же Куляпин только со второго раза мог спиной фюзеляжа своего самолёта обломать половину стабилизатора у транспортника. Транспортник летел на 400км\ч. А для Су-15 - это уже минимальная скорость, на которой он как г@вно в проруби.
Слава
03.12.2007 19:12
Да...если уж и такой поступок обсуждать...да чего мелочиться то, давайте Гастелло, Матросова, Панфиловцев с говном смешаем.Эх, народишко пидарастический....
А.Гарнаев
03.12.2007 19:53
McSASH: 03/12/2007 [13:49:55]
"На подвиге Елисеева воспитано наше поколение."

ИМЕННО так !!!
Была ещё и художественная книга "Расколотое небо" ... когда я её мальчишкой читал - у меня наворачивались слёзы (УВЕРЕН - не только у единственного мальчишки ...)
... в ЭТОМ = ВСЯ значимость совершённого, она
го-о-о-ораздо больше, чем цена 1-2 самолётов (и даже отдельной лётчицкой жизни)!


Su-17
03.12.2007 19:55
Слава
Тут, между прочим, никто плохого о Елисееве и смешивающего его с чем-то не говорил. Все говорят, что он Герой.
Вопрос в другом, как я и говорил, не явилось ли его геройство следствием чьей-то преступности. Так бывало очень часто. Я могу однозначно сказать, что Несоветский лётчик на такое бы не пошёл. А зачем?
Про Гастелло. Сейчас про это очень много пишут, что это был не его экипаж. Что-то похожее на Павлика Морозова.
Про Панфиловцев. Когда Жуков обьехал всё кольцо вокруг Москвы, то они сами обалдели от незнания ситуации. Знали бы немцы в те суровые зимние дни, что Москву можно взять голыми руками, неизвестно бы, как всё было. Тогда и вышел приказ Ни шагу назад и загранотряды при нём.
Director
03.12.2007 20:12
McSASH:

не слышал, если можно просветите по Польше.

Просвещаю.
Время было такое, дежурное звено поднимали постоянно, когда к границам приближались сегодняшние друзья. Это было не раз и не два. Чему был свиделем - после ноябрьских праздников 1984, по завершению одного из таких вылетов - чеки с ракет - не были выдернуты. И это не вредительство, не происки шпионов - просто расхлябанность, которую можно объяснить тем что лс просто замордовали. Подход группы к госгранице, и разворот назад. Дежурное звено поднимали по нескольку раз на день. В итоге просто один из элементов достиг своего предела... и не сработала вся система.
Я даже не хочу обсуждать, хорошо, это или плохо, но это было. Аэродром Ключево, 84 год, Самолеты МиГ-21 СМ, ракеты наш "Сайдвиндер". Чеки сам в тихаря прятал.
Слава
03.12.2007 21:32
Su-17:Да, никто ничего плохого не говорил...только вот слова:"Несоветский лётчик на такое бы не пошёл. А зачем?", "Что-то похожее на Павлика Морозова." - Это дань уважения героям???? Вопрос здесь не ставиться о чьей то преступной халатности, здесь героические поступки и обсуждать нечего.
Alan Smithee
03.12.2007 21:45
Лично мне, когда я читаю очерк о капитане и текущую ветку на память приходит что то из классики:
"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри не вы,
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля,
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы ..."

Вроде все в одни школы ходили, одни книги читали. Уж на что я ненавидел эти чтения, но даже мне не придёт в голову обсуждать целесообразность поступка капитана Г. Н. Елисеева.
Мда уж, как был прав Михаил Юрьевич: "... Богатыри не вы, ..."
Как прав ...
Жаль капитана ...
РАН-57
03.12.2007 23:00
Слава ГЕРОЯМ! Раньше они были. Сейчас тоже есть, но все меньше и меньше. Поменялись ценности. Родина есть и остается Родиной. Но Родина не только леса, поля, родное село и т.д. К сожалению - это еще и руководители, которые руководят Родиной. Если повезло народу с правилой, то и Родина родней. Ну а если не повезло......... Я уверен, что капитан свою Родину очень любил - поэтому и не раздумывал. А вот сейчас - вряд ли найдется подобный человек. И не потому, что Родину не любит, а потому что от этих правил-миллиардеров уже не только рожа, но и жопа морщится.
А.Гарнаев
04.12.2007 12:59
РАН-57: 03/12/2007 [23:00:36]
"... Я уверен, что капитан свою Родину очень любил - поэтому и не раздумывал. А вот сейчас - вряд ли найдется подобный человек. И не потому, что Родину не любит, а потому что от этих правил-миллиардеров уже не только рожа, но и жопа морщится."

... у меня, к примеру, тоже В-С-Ё морщиц-ца от наших-нынешних ЭТИХ ... :-(((
и Э-Т-И="нашенские-нынешние"... :-(((
... гн-о-о-обят нынче таких как мы
(не оглядываясь = Герой-не-Герой) = почём зря !
Но мы всё равно Э-Т-О = переживём :-)))
AK
04.12.2007 20:43
Clipper747:
Согласен с мнением, что в мирное время убивать и себя и других людей низачто, просто ради приказа, это не геройство, а глупость. А тем более в таких безобидных ситуациях, которые ни для кого (кроме задниц начальства ) угрозы не представляют.



Эх...
Где-то на этом Форуме по какому-то поводу кто-то высказался, что "в армию стоит идти (имелось в виду - офицером) только за квартирой и пенсией".
Ну-ну...

А вот у меня в детстве был самый большой страх - что я выйду на улицу и увижу над своим родным городом B-52...
Мотивы, по которым ТОГДА люди выбирали профессию лётчика-истребителя, - понятны?

Да, сейчас у нас с НАТО отношения не сказать чтобы уж очень дружеские, но - вполне соседские. По принципу "проверяй, но доверяй" строятся. Конечно, и ругаемся друг на друга, выпив лишнего, но всё-таки...
Представители наши при НАТО существуют. Всякие там "партнёрства во имя мира" и прочее.
А тогда (даже и в 70-е годы, к которым обсуждаемый здесь случай относится) - совсем другая обстановка была. И шутки про "вероятных друзей", популярные ныне, не особенно уместны были тогда. И всякий залёт "с той стороны" воспринимался однозначно - с какой подлянкой пожаловал?
Smart
04.12.2007 21:43
to Su-17

"Когда Жуков обьехал всё кольцо вокруг Москвы, то они сами обалдели от незнания ситуации. Знали бы немцы в те суровые зимние дни, что Москву можно взять голыми руками, неизвестно бы, как всё было. Тогда и вышел приказ Ни шагу назад и загранотряды при нём."

- расскажите, пожалуйста, как Москву в 1941 голыми руками можно было взять?

- а что такое загранотряды?
интересующийся я
04.12.2007 22:54
по прочтению возникло 2 вопроса:
- почему тот ф-4 не вступил в бой? или даже не заметил пуск 2-х ракет?
- почему на перехват противника вылетел 1 истребитель, а не пара/звено?
Саша Киев 84
04.12.2007 23:53
А вот Мне рассказывали более старшие тогда товарищи другую версию. Говорили что техник пред вылетом с БЗ не вынял чеки. И пустить ракеты он просто не мог. И даже якобы знал что чеки стоят... Якобы за это и посадили техника.
А в каждой ленкомнате было нарисовано и написано про Елисеева, это как водиться.
Su-17
05.12.2007 00:01
Smart
Историю своей страны, если Вы россиянин неплохо бы знать всесторонне и перекрёстно.
По первому пункту, ну, почитайте Резуна(партийная кличка Суворов).
А по второму, про приказ двести, ...расстрел на месте, вот тут.

http://www.geocities.com/capit ...

http://vip.lenta.ru/topic/vict ...

Но мы выходим за рамки темы.
Саша Киев 84
05.12.2007 00:04
А еще говорили что "сбил" он иранскую спарку, где находились инструктор и пилот, которые просто заблудились...И рассказывали мне это авторитетные товарищи, словам которых я верю намного больше чем болтовне бывших генералов "руководивших" процессом с КП.... Вернее просто присутствующими на КП, потому как практика показывает что "если что" то руководит обычно только РП , или старший рассчета КП...а все остальные с большими зведами взять на себя командование бояться, а только путаються под ногами
Саша Киев 84
05.12.2007 00:20
не точно написал...Вернее не пилот, а курсант и инструктор. То есть в кабине "сбитого" сидели иранский курсант и инструктор из США.
И якобы команду ему давали "уничтожить любой ценой", а про таран никто ничего в эфир и не говорил. А он забыл что на самолете стояла пушка (и на КП тоже это забыли). Так как их тогда только устанавливали и на этом самолете в БЗ пушка была поставленна одной из первых....
Но все равно он герой. Выполнил свой долг до конца...
Хотя и глупое, идиотское стечение обстоятельств...
Саша Киев 84
05.12.2007 00:40
Еще говорили что эта "сбитая" спарка , когда потеряла ориентировку, яко бы даже Мей дей подавала.
Вообщем геройство Елисеева было следствием предыдущего чужого разгильдяйства (о том что он тожжж должен был проверить снятие чеков промолчим...кто это делал при вылете из БЗ ). Хотя меня ком. звена когда то и "порол" поучая проверять снятие чек с ракет ВСЕГДА, ссылаясь на случай с Елисеевым. что бы дескать не пришлось потом таранить.
Вообщем глупое стечение обстоятельств. А сов. полит пропаганда сделала из этого ....ну как водиться.
Хотя поступок самого Елисеева был геройским. Тогда так всех воспитывали
Саша Киев 84
05.12.2007 01:09
Кстати по У-2 довольно полно описывают на аирфорсе "горячее небо 2"
.....К описываемому времени новых перехватчиков для надежной защиты всех границ ('чтоб без щелочек') явно не хватало, что подтверждает предпоследний глубокий прорыв Ф. Пауэрса вглубь территории СССР. 9 апреля 1960 г. его 'Локхид', вылетев с авиабазы в Пешаваре (Пакистан), пересек границу в районе Туркмении и, пройдя над г. Мары, направился в Казахстан, в район Байконура. Его пытались перехватить летчики 356 ИЛП; два МиГ-19, стартовав под Свердловском, намеревались дозаправиться на аэродроме г. Орска, но при посадке потерпел катастрофу МиГ-19 ст. лейтенанта В. Карчевского, и перехват не состоялся. При возвращении U-2 через Туркмению его попытались достать два МиГ-17 из состава 156 ИАП, базировавшегося в г.Мары, причем командующий 73-й ВА генерал Ю. В. Вотинцев разрешил залет на территорию Ирана для преследования нарушителя. 'Миги' преследовали U-2 до 250-300 км вглубь сопредельной территории в надежде, что шпион снизится и его можно будет достать. Но этого не случилось, и летчикам ничего не оставалось, как на последних каплях горючего вернуться на родной аэродром.

1 мая 1960 г. под Свердловском над U-2 была все-таки достигнута победа. К сожалению, инцидент нс обошелся без жертв с советской стороны. По тревоге были подняты два МиГ-19 356-го ИАП, которые вели ст. л-ты Б. Айвазян* и С. Сафронов. Несколько раньше был поднят в воздух на безоружном Су-9 (их было в полку всего два) летчик той же части капитан Митенков**, получивший приказ таранить U-2. Ни паре МиГ-19, ни Су-9 перехват не удался, и лавры победы достались ракетчикам. Правда, последние переусердствовали: Москва ждала результатов. В горячке и неразберихе, царившей на КП руководством было допущено роковое решение об обстреле ракетами своих перехватчиков, отметки которых на экране РЛС были приняты за отметки американских (!) самолетов. В итоге сбили один МиГ-19, а его летчик, ст. л-т Сергей Сафронов погиб (посмертно награжден орденом Красного Знамени)***.

* По другим данным, капитан Борис Айвазян был заместителем командира эскадрильи (Прим. ред.).
** По другим данным, Су-9 пилотировал капитан И. Ментюков. В момент инцидента самолет перегонялся с завода в часть и, соответственно, не имел ни высотного снаряжения (ВКК, ГШ), ни вооружения. Тем не менее, командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант Савицкий поднял его на перехват (Прим. ред.).
*** Судя по недавним публикациям, в этой трагедии сыграли свою роль два фактора: родное, отечественное разгильдяйство и амбиции представителей зенитно-рокетных войск и истребительной авиации, между которыми шло скрытое соперничество по поводу того, кому 'играть первую скрипку' во вновь созданных войсках ПВО. Отмечается также, что руководивший боем на КП части офицер (м-р Воронов - Прим. ред.} сразу разобрался, что U-2 сбит, а в воздухе находятся свои самопеты, и приказал по ним огня не открывать. Однако в его действия грубо вмешался вышестоящий начальник (генерал-майор И. Солодовников - Прим. ред.), отдавший приказ уничтожить 'цели' без разбору. Наказания он не понес, напротив - был представлен к награде.
Седой паромщик
06.12.2007 15:33
Прослужил в 982 иап 7, 5 лет, 1 аэ была "елисеевской", был музей, а в нем фрагменты F-5, которые доставили с места падения.
Никаких разговоров о неснятых чеках не было.
Бардака в системе ПВО было и после много. Люди, которые отправляли летчиков на смерть, порой не знали систем вооружения и средства поражения, отсюда и такие ляпы.
Если человек не может отрубить курице голову, то не надо его делать мясником.
Если ответственные люди не могут дать команду на применение средств поражения, (случай с Рустом) им не место в армии.
Два правильных примера - командующий Лосик в свое время дал команду ударить по Даманскому из Градов, чем предотвратил большой конфликт и командир корпуса (?) Корнуков - сбить самолет-нарушитель компании КАЛ.
06.12.2007 16:14
амер-злопыхателям:
ну дык может для объективного сопоставления уровня рас3, 14дяйства - сравним объективно с амер-случаями многочисленных сбитий кого попало
(по всему миру в наши времена ... и отнюдь не над территорией Родной амер-Державы - там-то как раз всех, кого надо 11.09.2001 благополучно пропустили)?!
12




 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru