Друзья... Очень хотелось-бы пообщаться с человеком, который летал (в качестве пилота или бортача) на Ми-4... Есть-ли ещё такие...!? А если ещё с опытом полётов на Севере - вообще замечательно... У некоторой дамы (ник Учами - это ветка "Катастрофы крупных ВС в СССР в 1959 г.) к этому человеку будет несколько важных вопросо по эксплуатации и пилотированию, как я понял... Будьте так любезны - отзовитесь...
Беляев 81
20.07.2009 12:04
Вопросы в студию !!!!! Отец у меня лет 15 отлетал на Северах б/механиком на Ми-4... Сейчас на пенсии и к нему частеньно приезжает его командир. И они под стаканчик чая (именно чая !!!)вспоминают молодость, а поскольку старшее поколение с инетом не дружит, то вопросы смогу задать только устно..))))
Петухов А.Г.
20.07.2009 12:06
Беляев 81:
Спасибо, что откликнулись... Надеюсь, что вопросы скоро прозвучат...
Петухов А.Г.
20.07.2009 12:12
Вот так "прозвучал" вопрос в одном из её постов на той ветке:
"...какой максимальный уклон посадочной площадки допустим для приземления Ми-4?"
Кто готов ответить...?
Ветеран при ВВС
22.07.2009 00:11
Начальник солдатского клуба - Петухов А.Г. хочет угнать вертолет. Он же ветеран ВВС. Не поддавайтесь на провокацию. Перепил мужик...
tapi
28.07.2009 07:40
4 Беляев 81: "...то вопросы смогу задать только устно..."
Будьте так добры, задайте им вопросы об особенностях использования "митрича" в поисково-спасательных опреациях. При какой погоде разрешалось летать в гористой местности с превышениями рельефа до 1500м над уровнем моря (конкретно - Северный Урал). Какие "приемы и ухищрения" в рамках "Руководства по летной эксплуатации" (РЛЭ) и вне их приходилось применять для выполнения поставленной задачи. Какие из практики полетов существовали ограничения по подбору площадки для высадки спасателей, и каким методом их высаживали (только после посадки, в режиме висения и до какой высоты), какое количество человек с экипировкой можно было перебросить на место за один полет? Как использовались переносные рации спасателей для наведения на них вертолета (по АРК или открытым текстом, мол вижу тебя в полете, поверни туда-то)?
"Переводить" с летного на цивильный не надо. Сам бывший штурман (Ил-14, Ту-124, Ту-134А).
Ответить можно сюда или прямо на ветку : "Катастрофы крупных ВС в СССР в 1959 г."
Заранее благодарю и желаю бывшим коллегам-аэрофлотовцам доброго здравия еще на долгие годы!
Регляж
28.07.2009 08:40
to Петухов А.Г. :
В "Инструкции лётчику по эксплуатации и технике пилотирования вертолёта Ми-4А с двигателем АШ-82В" 1960 г. имеется раздел "Взлёты и посадки на площадках с уклонами" (пп 321-327). Если это интересно, я их выложу.
Helga\\//
28.07.2009 08:46
Верно ли, что посадка любого Ми-4 зимою оставляет чёрные пятна на снегу (недогаревшее топливои и масло)?
т е Ми-4 вообще не может "бесследно" сесть и улететь - следы копоти останутся обязательно?
Регляж
28.07.2009 09:39
to Helga\\//:
Глупости это. Бензин Б95/130 Гост 1012-54 сгорает полностью, а подтекание масла зимой незначительное, т.к. оно быстро застывает и становится вязким (МК-22, МС-20, МС-20с).
acoustic.
28.07.2009 10:11
Регляж:
Речь не просто о зиме. Речь идет об абсолютно ненаселенной горной местности.
Т.е снег просто не городской. Снег абсолютно, кристально, девственно чистый, Более того, даже ближайший чахлый лесок находится в паре километров. Это означает что даже мельчайших семян березки ветром не может принести.
Именно на этот абсолютно чистый белый снег производится высадка некоей мифичческой зондеркоманды. Очевидно, либо с режима висения, либо с кратковременной посадкой, без остановки двигателя.
Вопрос- будут ли видны следы такой посадки?
Ключевым является наличие именно абсолютно белой, ничем не загрязненной поверхности снега (наста).
Акцентирую внимание на том, что на такой поверхности снега становятся заметны мельчайшие инородные частицы (скажем, крупнее 0, 2 мм2). Причем поисковая группа внимательно изучала весь склон. И вне всякого сомнения отметила бы любые неестесственные вкрапления на поверхности снега.
Еще одно уточнение. (кто не верит - может проверить сам ближайшей зимой.) ЛЮБАЯ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ ИНОМАРКА С САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ оставит следы работающего двигателя на свежем снежном покрове. (Свежем - значит незагрязненном. В обсуждаемом месте снежный покров остается в таком состоянии весь зимний сезон.)
Поэтому вопрос звучит так:
Могут ли после высадки группы с МИ-4 в месте высадки остаться следы в виде микрокапель масла, частицы сажи, или иных нехарактерных для природной среды вкраплений величиной позволяющей заметить их невооруженным глазом на абсолютно чистой ровной поверхности плотного снега или наста?
Helga\\//
28.07.2009 11:07
acoustic.:
Регляж:
Речь не просто о зиме. Речь идет об абсолютно ненаселенной горной местности.
Т.е снег просто не городской. Снег абсолютно, кристально, девственно чистый, Более того, даже ближайший чахлый лесок находится в паре километров. Это означает что даже мельчайших семян березки ветром не может принести.
Именно на этот абсолютно чистый белый снег производится высадка некоей мифичческой зондеркоманды. Очевидно, либо с режима висения, либо с кратковременной посадкой, без остановки двигателя.
Вопрос- будут ли видны следы такой посадки?
Ключевым является наличие именно абсолютно белой, ничем не загрязненной поверхности снега (наста).
Акцентирую внимание на том, что на такой поверхности снега становятся заметны мельчайшие инородные частицы (скажем, крупнее 0, 2 мм2). Причем поисковая группа внимательно изучала весь склон. И вне всякого сомнения отметила бы любые неестесственные вкрапления на поверхности снега.
Еще одно уточнение. (кто не верит - может проверить сам ближайшей зимой.) ЛЮБАЯ САМАЯ СОВРЕМЕННАЯ ИНОМАРКА С САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ оставит следы работающего двигателя на свежем снежном покрове. (Свежем - значит незагрязненном. В обсуждаемом месте снежный покров остается в таком состоянии весь зимний сезон.)
Поэтому вопрос звучит так:
Могут ли после высадки группы с МИ-4 в месте высадки остаться следы в виде микрокапель масла, частицы сажи, или иных нехарактерных для природной среды вкраплений величиной позволяющей заметить их невооруженным глазом на абсолютно чистой ровной поверхности плотного снега или наста?
Уважаемый acoustic, вы о какой зондеркоманде тут пишите?
это - Ваше видение вопроса -не более.
Посадка вертолётов там производилась на некой площадке. Всех. Про место расположение её прочитаете сами, это площадка на перевале, за останцом. Вопрос в следующем: после посадки первого и далее - кто там вообще-то пятна искал?! Если там какие-то микро-следочки и остались - то если самая первая группа высаженная с вертолёта на них внимание не обратила по каким-то причинам, то потом, после первой оф-посадки там вообще ни о чем говорить бы не стали... Все пятна про которые вы тут пишите отнесли бы к прошедшей посадке самого первого вертолёта. Я понятно объяснила?
И все ваши измышления по поводу поисков с лупой - это некое преувеличение...большое.
acoustic.
28.07.2009 11:18
Helga\\//:
вы невнимательно читаете.
Откуда Вам известно, что и первого - тоже там?
И потом, будьте пож-ста корректнее в том что набиваете на клавиатуре. Иначе я тоже сочту излишним сдерживаться по поводу всех Ваших измышлений, которых я уже начитался предостаточно.
Я понятно объяснил?
Регляж
28.07.2009 11:51
Вы поспорьте, а я расскажу, как оно в самом деле.
Осуществить с вертолета незаметную высадку (зондер и ли другой какой команды) можно, но это надо делать на режиме "висения" и десантировать команду с подвесной лестницы. Если это делать с режима висения на высоте0, 5-1, 0 метра, то по снежному покрову будет заметно, т.к. появляется режим "вихревого кольца", когда будет заметно перемещение снега, даже если снег довольно плотный (будут отрываться куски обледенелого наста). Это опасно, особенно для лопастей несущего винта. Но режим висения в условиях высокогорья тоже очень опасно выдерживать, возможна "просадка" и это особенно опасно вблизи площадок имеющих уклон. Вертолёт Ми-4А имеет ограничение по высоте висения в условиях высокогорья. Этот факт тоже надо учитывать. А почему вас интересует именно Ми-4, а не Ми-8 или какой другой с ТВД двигателем? Ведь Ми-4, хотя и наша гордость, но это и наше прошлое, 67-71 гг - крайняя эксплуатация.
Helga\\//
28.07.2009 12:01
Регляж:
А почему вас интересует именно Ми-4, а не Ми-8 или какой другой с ТВД двигателем? Ведь Ми-4, хотя и наша гордость, но это и наше прошлое, 67-71 гг - крайняя эксплуатация.
Это - Северный Урал. Зима. 1959 год, в те годы Ми-4 наверно везде применялся, и там тоже. Высокогорьем назвать сложно, но уклоны и перепады высот имеют место быть.
Есть мнение, что если Ми-4 там либо садился. либо висел -то это оставит очень заметый и бросающийся в глаза даже при беглом взгляде на местность след. Т Е незаметно высадить группу людей и улетенть нельзя -заметным будет именно след от вертолёта.
Animal
28.07.2009 12:03
Если это делать с режима висения на высоте0, 5-1, 0 метра, то по снежному покрову будет заметно, т.к. появляется режим "вихревого кольца"
-----
Я извиняюсь, может тупой вопрос, но:
Какие нафик "инородные частицы" на абсолютно белой поверхности снега, какие "вихревые кольца"? А сами-то "зондеркомандовцы" что, не оставят на снегу следов, что-ли?? )))
acoustic.
28.07.2009 12:14
Регляж:
в феврале 1959 на Сев.Урале погибла группа туристов-лыжников. Поскольку данное событие было одно из первых в стране, в лыжном туризме, в том районе, в то время (список можно продолжить) то при поисках и последующем расследовании - накосячили. А потом - еще и засекретили.
А теперь - возникло некое неформальное интернет-сообщество политруков-некрофилов, ну, навроде толкиенистов или поклонников Гарри-Потера. И на разных сайтах предается извращениям самовлюбленно упражняясь в словоблудии и перетирая тленные останки погибших 50 лет назад.
Данная ветка посвящена очередной безумной идее о возможности высадки группы с вертолета, которая х.з. зачем переставляла палатку, передвигала и переворачивала трупы, ну и проч. бред.
Регляж
28.07.2009 15:07
В 1959 году вертолётов Ми-4 (Ми-4А было только единицы) было относительно мало и в зимнее время применялись ограниченно (ограничение - лопасти смешанной конструкции с малым ресурсом, 50-150 часов). Но и в тот период Ми-4 применялись в спецоперациях и могли высадить группу людей совершенно незаметно. Но, думаю, к уральскому эпизоду это отношения не имеет. В то время ближайший аэродром базирования Ми-4 с хорошо подготовленными экипажами был г. Пугачев или Озинки. Ни с того ни с другого аэродрома вертолёты таких заданий не выполняли. Была еще спецгруппа, которая участвовала в поисках спускаемых спутников, но таких заданий там тоже не было, насколько мне известно. Да и эпизод нпоминает фантомный.
SERDG
28.07.2009 17:24
Добрый день всем!
На Ми-4 довелось полетать на Чукотке.79-81гг.
В спасательных мероприятиях участвовал пару раз.И как раз зимой.
Посадки при спасении или съёмке(гравиметрической)ничем не отличались.
Обычная посадка с подбором площадки:проход над, определение ветра, покрова, уклона и т.д.
Затем заход и зависание с касанием поверхности, но в режиме висения.
Потом механик выпрыгивает и щупом определяет глубину и твёрдость почвы или снега.
И взависимости от результата даёт сигнал на посадку, либо погрузка-выгрузка производится с висения.Уже точно не помню, но приемлимым для посадки считался уход щупа в грунт на 20см, а
в снег до полуметра.
По-поводу следов от выхлопа.
В момент запуска из патрубков происходит выброс пламени, копоти, дыма и пр.
Летом даже загоралась трава под двигателем(самому приходилось гасить), зимой на твёрдом
насте, конечно, оставались тёмные пятна.НО!После зпуска и раскрутки трансмиссии, обязательно следовал взлёт, и поднятый винтами вихрь начисто "заметал" все следы, как летом, так и зимой.
Это всё равно что пурга! Место посадки определить, конечно, можно.Но только зимой по проломленному колёсами насту.
BNK-10kt
28.07.2009 19:17
SERDG:
Добрый день всем!
На Ми-4 довелось полетать на Чукотке.79-81гг.
??????
В каком ОАО в то время работал на Чукотке?
В 81 я работал в ИАС а/п Провидения, у нас базировался Ми-4
SERDG
28.07.2009 19:28
Привет, земляк!
Чаунский ОАО, Певек.
В то время их полно было на Чукотке.В нашем отряде было штук 8.
semen
28.07.2009 20:24
а я в Анадырском ОАО на Ми-4 летал в 75-77гг.
Учами
28.07.2009 22:30
Регляж
"В "Инструкции лётчику по эксплуатации и технике пилотирования вертолёта Ми-4А с двигателем АШ-82В" 1960 г. имеется раздел "Взлёты и посадки на площадках с уклонами" (пп 321-327). Если это интересно, я их выложу"
Да, пожалуйста. Жду и надеюсь.
Регляж
28.07.2009 23:02
Взлеты и посадки на площадках с уклонами
321. Посадки и взлёты на косогорах с различными уклонами производить:
- под уклон - с наклоном площадки не более 6 град.;
- на уклон - с наклоном площадки не более 8 град.;
- поперек уклона - с наклоном площадки не более 3 - 4 град.
322. Посадки и взлёты при скорости ветра не более 3-4 м/сек безопаснее выполнять на уклон. При скорости ветра более 4 м/сек взлет и посадку производить против ветра.
При скорости ветра более 4 м/сек поперек уклона на площадке, имеющей уклон 6-8 град., отрыв и приземление производить на уклон, а разгон и торможение против ветра.
323. При выполнении заходов и посадок под уклон уменьшение скорости перед посадкой производить плавно, зависание выполнять на высоте не ниже 1, 5-2 м во избежание касания хвостовым винтом о землю.
324. Вертикальное снижение до приземления выполнять с горизонтальным положением фюзеляжа вертолёта.
325. При посадках на косогоры перед приземлением колёса необходимо затормозить и держать их заторможенными до установки колодок.
326. Передвижение на площадках, имеющих уклон более 2-3 град., производить подлётом, так как руление небезопасно.
327. В каждом отдельном случае решение о направлении взлёта или посадки принимать с учетом всех факторов: размеров площадки, препятствий, уклонов, скорости и направления ветра и др.
Wolfin
Старожил форума
18.05.2013 14:38
В продолжении темы хотела спросить пару вопросов.
При взлете Ми4 оставит ровные вихревые кольца? радиус круга будет значительно больше размаха лопастей?
Каково максимальное время стоянки вертолета в полевых условиях в зимнее время?
Pax_Miks
Старожил форума
18.05.2013 15:12
Wolfin:
В продолжении темы хотела спросить пару вопросов.
При взлете Ми4 оставит ровные вихревые кольца? радиус круга будет значительно больше размаха лопастей?
Каково максимальное время стоянки вертолета в полевых условиях в зимнее время?
по поводу зондеркоманды + Урал = Отортен + группа Дятлова?
bobrovsky
Старожил форума
19.05.2013 01:49
Здравствуйте. у меня на аватарке фота-присели в Игарке на второй площадке (не на острове).. вертолёт Ми-8т , 12 человек и около тонны груза, никаких колец вихревых - только видно наши следы с трапки.. снег чист. там подслой около 3 см на бетонном пятачке.. идеал для обдува, но чисто - наст. Пацаном на Ми-4 видел протаи под работающим двигателем и сиренево желто-чёрные разводы по направлению выхлопа на висении и посадке..ну понятно, от чего.. всё от природы покрова зависит.через минуту пройдёт заряд, через две- солнышко.. и всё. следов нет.
Якутянин
Старожил форума
19.05.2013 05:26
SERDG:По-поводу следов от выхлопа.
В момент запуска из патрубков происходит выброс пламени, копоти, дыма и пр.
Летом даже загоралась трава под двигателем(самому приходилось гасить), зимой на твёрдом
насте, конечно, оставались тёмные пятна.
У меня такой вопрос - на Ми-4 двигатель поршневой. Поршневые двигатиели глохнут на низких оборотах и отдают максимум мощности/крутящего момента только в узком диапазоне RPM. Для поддержания оборотов в определенном диапазоне придумали коробку передач. Вопрос - была ли на Ми-4 коробка передач и не страшно ли было летать, зная, что мотор заглохнет, если вовремя передачу не переключить на пониженную. Спасибо.
denis22
Старожил форума
19.05.2013 08:34
Не патриот, на вертолетах стали снимать КПП, когда научились регулировать шаг винта
Дядя летал бортачом, потом на самолеты ушел. А Ми-4 этот сейчас стоит на вечной стоянке на территории аэродрома, спасибо вертолетчикам, машина в идеальном состоянии, блестит как кошачьи яйца, я до отъезда любовался им частенько.
Интерсует их только внешние признаки, в конкретное время года. Конкретная сцена - высадка "зондеркомманды". Вывод: чуваки пишут сценарий для компьютерной игры, нужна консультация для оформления графики.
Гуторов Вадим Федорович Ми-4
Старожил форума
19.05.2013 16:12
Молодцы, пусть пишут.
Что б без следа - то метров с 10 по канату
эффект Доплера
Старожил форума
19.05.2013 16:18
2эффект Доплера: Где стоит Ми-4?
Это далеко от Украины.
По теме: я вот думал, к чему эти вопросы, а это, оказывается, "дятловеды" все никак не уймутся.