Том I Приложения ИКАО 14 "Аэродромы" был выпущен в свет в 1951 году, при этом включенные в него Стандарты и Рекомендуемая практика заняли 61 страницу, а инструктивный материал по их применению – 13 страниц.
В первое издание входили технические требования по гидроаэродромам и аэродромам без взлетно-посадочных полос.
В 1990 году, после внесения 39 поправок, Приложение 14 было разбито на два тома, а именно, том I, в котором идет речь о проектировании и эксплуатации аэродромов, и том II, в котором идет речь о проектировании вертодромов.
Технические требования к гидроаэродромам и аэродромам без взлетно-посадочных полос в этом издании были исключены в связи с их неактуальностью - в ИКАО посчитали, что их просто-напросто больше не существуют.
Но они есть.
Яркий пример, который у всех на устах - гидроаэродром Геленджик (Бухта), который Распоряжением Росавиации от 27.04.07 № БЕ-54-р внесён в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, как гидроаэродром класса «В» и допущен к эксплуатации воздушного судна Бе-103 в светлое время суток при минимуме 650 х 5000 м.
Ну, Росавиация есть Росавиация, у неё, на случай отсутствия норм, существуют свои понятия и по понятиям, наверное, определено, что гидроаэродром чему-то там соответствует.
Нет, кое-что о гидроаэродромах, в нашем воздушном законодательстве, конечно, есть.
Например, в Федеральных авиационных правилах полётов в воздушном пространстве Российской Федерации, введённых в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51:
XXIII. Полеты гидросамолетов
131. Полеты гидросамолетов производятся с гидроаэродромов. Границы акватории гидроаэродрома устанавливаются с учетом обеспечения безопасности взлета и посадки и обозначаются ограничительными буями и вехами, ночью - огнями. Места для руления, взлета и посадки, непосредственно прилегающие к ВПП и якорной стоянке, должны быть обозначены. При наличии приливов и отливов в акватории гидроаэродрома обозначения ставятся на малую воду.
132. Взлет и посадка гидросамолетов при скорости ветра более 5 м/с, как правило, производится против ветра, а при меньшей скорости ветра - вдоль гребня наката.
133. Взлет и посадка гидросамолета на ветровой волне производятся против ветра, а на волне зыби - вдоль фронта волны с упреждением 5-10 градусов в сторону движения волны.
134. Посадка гидросамолета в штиль при зеркальной поверхности воды производится на гидроаэродром со специально оборудованным стартом. При отсутствии на гидроаэродроме такого старта посадка разрешается гидросамолетам, оснащенным аппаратурой, обеспечивающей посадку на зеркальную поверхность.
135. Посадка на воду ночью вне гидроаэродрома может выполняться при соответствующей оснащенности места приводнения светотехническими средствами, установленными на плавательных средствах, или сбросом их с воздушного судна.
136. Взлет и посадка гидросамолетов на воду при наличии льдин или других предметов, плавающих в зоне взлета и посадки, запрещается. При выполнении задач поиска и спасания посадка гидросамолетов в указанных условиях производится в подветренной части разводья.
Но все эти нормы не подкреплены конкретными техническими описаниями.
То же самое и в нижеприведенном документе:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2006 года № 882
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ВЗЛЕТА, ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
В соответствии со статьей 47 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2006 г. № 882
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ВЗЛЕТА, ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, устанавливают порядок использования поверхностных водных объектов или их части (далее - водный объект) для взлета, посадки воздушных судов.
2. Использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Границы акватории водного объекта, предоставленного в пользование для указанных целей, в дневное время обозначаются ограничительными буями и вехами, в ночное время - сигнальными огнями.
3. Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах.
4. Юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:
а) осуществляют взлет, посадку воздушных судов таким образом, чтобы не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, и ограничений их прав, а также помех и опасности для судоходства и людей;
б) обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд, а также выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;
в) руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов:
отнесенных к особо охраняемым водным объектам;
входящих в состав особо охраняемых природных территорий;
расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон;
содержащих природные лечебные ресурсы;
расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны;
г) принимают меры по охране используемых для взлета, посадки воздушных судов водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения, в том числе вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также охране водных биологических ресурсов, других объектов животного и растительного мира, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
д) соблюдают иные требования, установленные водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
5. При использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов запрещаются:
а) сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
б) размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения и ликвидации утечек нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ;
в) снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.
КОММЕНТАРИЙ к постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 № 882 «Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов»
Постановление № 882 принято в целях реализации статьи 47 Водного кодекса РФ http://www.rg.ru/2006/06/08/vo ...
Утвержденные постановлением Правила использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (далее - Правила) устанавливают, что такое использование водных объектов осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке (статьи 11-19 Водного кодекса РФ), и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ.
Причем, если разовый взлет или посадка воздушных судов осуществляются при проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки грузов в труднодоступные районы и других подобных случаях, действуют только правила охраны жизни людей на водных объектах.
Правила определяют следующие обязанности юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя при использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:
- не создавать препятствий водопользователям, осуществляющим пользование водным объектом на основаниях, установленных законодательством РФ, а также помех и опасности для судоходства и людей;
- соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд;
- выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, действующих в пределах предоставленных им полномочий;
- руководствоваться законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, водных биоресурсах, природных лечебных ресурсах, соблюдать режимы особой охраны для водных объектов;
- принимать меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, охране исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Правилами запрещаются:
- сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации воздушных судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
- размещение на водных объектах и на территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос объектов хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, ремонта и заправки воздушных судов без их оборудования средствами предотвращения загрязнения и засорения водных объектов;
- снятие и самовольная установка оборудования и средств обозначения участков водных объектов (акватории), установленных на законных основаниях.
Есть прекрасная книга Волкова Г. "Основы гидроавиации" Воениздата НКО СССР, 1940 http://amyat.narod.ru/theory/g ... , но непонятно как её использовать в качестве норм устройства гидроаэродромов. Разве что в качестве внутреннего стандарта, так сказать? :)
Вопросы по устройству и эксплуатации гидроаэродромов сейчас, особенно в связи с развитием АОН сейчас активно обсуждаются. Например, здесь: http://saon.ru/forum/viewtopic ... "Базирование гидросамолета"
Может кто подкскажет ссылку на первое издание Приложения 14 "Аэродромы", где есть технические требования по гидроаэродромам?
В то же время, возникает вопрос - а какова лигитимность применения предидущего издания ИКАО Приложение 14?