Проверка самолета на отсутствие флатера в эксплуатационном диапазоне высот и скоростей!
26.12.2007 23:40
В двух словах..
Трахают самолет до тех пор, пока он не замашет крыльями..
26.12.2007 23:44
По конкретней, что это такое и зачем это нужно?
Director
26.12.2007 23:51
Если вы знаете что такое флаттер, то по-моему нетрудно догадаться, что в эксплуатации подобные режимы недопустимы. Для этого и испытывают. Флатерные характеристики самолета известны уже после продувок, поэтому противофлатерные мероприятия проводят, если необходимо, еще до начала летных летных испытаний. Специальных полетов на "флаттер" как правило не проводят, проверяют в комплексе при полетах на достижение максимальной скорости.
2 Director:
26/12/2007љ[23:51:23]
Если вы знаете что такое флаттер, то...
Специальных полетов на "флаттер" как правило не проводят...
Ошибаетесь, батенька!
ВСЕ типы Л.А. проходят ОТДЕЛЬНЫЕ испытания на флаттер, хотя они всегда (и поныне...) считались одними из наиболее опасных и далеко не всегда заканчивались благополучно:
http://www.testpilot.ru/review ... ВСЕ документы, регламентирующие проведение лётных испытаний (от РПИП МАП СССР), категорически запрещали комплексировать такие испытания (и вообще - любые прочностные) с каким бы то ни было иным заданием.
Маленькая разбойница
27.12.2007 20:21
Я, как малограмотный, но исключительно любознательный
в вопросах авиации человек тут же залезла в яндекс, как
рекомендовал Director. Ну и, ясен пень, наткнулась на
Википедию. Вот что там пишуть:
"Флаттером (от англ. flutter - дрожание, вибрация) называют сочетание
самовозбуждающиеся незатухающих изгибных и крутильных колебаний крыльев,
оперения и других элементов конструкции самолета, главным образом крыла в
полете, либо несущего винта вертолета, возникающих при достижении некоторой
скорости, зависящей от характеристик данного самолета".
Маленькая разбойница
27.12.2007 20:24
"Причиной флаттера обычно является недостаточная жёсткость конструкции
крыла". - прошу пардону, не до конца выделила текст при копировании...
27.12.2007 20:31
Ну как бы мы жили без "маленькой разбойницы"... Копипасте... Женщина, у вас же медовый месяц. Делом займитесь, да..
Director
27.12.2007 20:37
лето3, 14сец:
ВСЕ типы Л.А. проходят ОТДЕЛЬНЫЕ испытания на флаттер
Возможно, я ошибаюсь, крайний аэроплан в ГИ которого довелось принимать участие в качестве ведущего инженера по устойчивости и управляемости был Ан-70. Не было в программе отдельных полетов на "флатер". Хотя было это давно, может запамятовал.
Ну и про все типы ла - это явление присуще только ла с крыльями.
ВСЕ документы, регламентирующие проведение лётных испытаний (от РПИП МАП СССР),
Совместные документы (МАП и ВВС) по методикам проведения летных испытаний - РИАТ. Именно по ним проводят проверку соответствия ла ТТЗ и ОТТ ВВС.
Ну как бы мы жили без "маленькой разбойницы"... Копипасте... Женщина, у вас же
медовый месяц. Делом займитесь, да..
Ну как бы мы жили без вас, дорогие анонимы. Форум враз бы утратил все свое
очарование.
Замуж вышла, так что, теперь уж тут и постить нельзя, пока муж на дежурстве?
Сурово...
Все удаляюсь, не хочу провоцировать флуд, тема серьезная.
Не обижаетесь вы на анонимов, Вам по статусу не положено. Вы же хоть и маленькая, но - разбойница!
HobbyPilot
27.12.2007 21:12
Маленькая разбойница:
"Причиной флаттера обычно является недостаточная жёсткость конструкции
крыла".
А нельзя ли её свести на нет, расчитав крыло так, чтобы эти нехорошие колебания затухали в нужном месте?
27.12.2007 21:21
Director:
Дима, здесь опаснее не Анонимы, а какие-нибудь не видевшие программ проведения летных испытаний лето3, 14сец и разбойница. Программы же в инет не выкладывали! :)))
К тому же они думают что главный на испытаниях это летчик-испытатель. Если им Положение об испытательной бригаде положить, наверное в обморок попадают.
Кстати, видел где то у себя в архивном сидюке справку о наличии всех требуемых заключений для начала летных испытаний Ан-70. ;))
Fox
27.12.2007 21:35
А нельзя ли её свести на нет, расчитав крыло так, чтобы эти нехорошие колебания затухали в нужном месте?
------
Флаттер - это не затухающие колебания, а колебания с увеличивающейся амплитудой.
Fox
27.12.2007 21:38
Вдогонку.
Спроектировать крыло можно.
Так и проектируют.
Ключевые слова - "проивофлаттерные грузы"
А тупо увеличить жесткость крыла - это тупо нарастить вес, причем непомерно.
27.12.2007 21:47
Ключевые слова - "проивофлаттерные грузы"
---
Один из примеров подобных грузов -- двигатели на пилонах под крылом.
Fox
27.12.2007 21:48
Именно.
Еще пример - АПУ на законцовках крыла у Су-27.
27.12.2007 21:49
Fox:
Ключевое слово - резонанс! :))
А скоростные испытания это собственно и есть испытания на флаттер. По старым савецким докам максимальная скорость Vmaxmax именно и есть та скорость, на которой ВС начинает разрушаться. ;))
А от флаттера, перегрева или прочих гадостей это уже не так важно. Важно что линейному пилоту достигать ее (с запасом!) запретят категорически!
А еще в наставление по летной эксплуатации вводят понятие максимально допустимой скорости
28.12.2007 00:41
А все самолеты проходят это испытание?
AF1461
28.12.2007 00:58
Да, даже А-380 летал на максимальную скорость и флаттер. Вроде эксперимент прекратили на М=0, 95.
28.12.2007 04:40
А-380 испытавали 2 раза.
В первыйраз затрясло слишком рано. оказалось, створка ниши шасси вибрировала.
"Обработали напильником", всё стало на место.
Во второй раз получили настоящую скорость.
бывший
28.12.2007 08:50
Кто знает, когда в СССР / России были случаи разрушения / повреждения ВС от флаттера?
А.Гарнаев
28.12.2007 11:19
Аноним: 27/12/2007 [21:21:11]
"... здесь опаснее не Анонимы, а какие-нибудь не видевшие программ проведения летных испытаний лето3, 14сец и разбойница ... К тому же они думают что главный на испытаниях это летчик-испытатель."
Н-Е-С-О-М-Н-Е-Н-Н-О :
= САМЫЙ Главный и Компетентный в лётных испытаниях (так же как и на данном форуме) - Аноним !
... одно только изречение Э-Т-О наглядно демонстрирует :
"Аноним: 27/12/2007 [21:49:31]
... А скоростные испытания это собственно и есть испытания на флаттер. По старым савецким докам максимальная скорость Vmaxmax именно и есть та скорость, на которой ВС начинает разрушаться."
(Для комментариев - нет слов)!
бывший: 28/12/2007 [08:50:44]
"Кто знает, когда в СССР / России были случаи разрушения / повреждения ВС от флаттера?"
Вам же привели ссылку на крайнюю "флаттерную" потерю в лётных испытаниях :
лето3, 14сец: 27/12/2007 [20:07:31]
http://www.testpilot.ru/review ...
МАГ
28.12.2007 16:36
Приветствую, Юрьевич, давненько Вас не было.
А флаттер и сейчас встречается. Редко, но метко, но хорошо что быстро - не успеешь испугаться.
А.Гарнаев
28.12.2007 17:52
МАГ: 28/12/2007 [16:36:36]
"Приветствую, Юрьевич, давненько Вас не было."
Ох, где был я вчера ?!
Не пойму - хоть убей ...
Помню только, что стены с обоями,
Помню Клавка была и подруга при ней
Целовался на кухне с обоими :-))
(С) В.Высоцкий
МАГ
28.12.2007 21:08
Да-а-а... (сглотнул)...
Как бы бы не было хорошо с женщиной, а с двумя всегда лучше... ;))
С Наступающим!
Москвитянин
28.12.2007 21:15
Director:
Ну и про все типы ла - это явление присуще только ла с крыльями.
Ку-ку!
Понимаю, конечно, что Вы самолётчик, но нельзя ж так свою ограниченность показывать...
Флаттер несущего винта вертолёта куда девать будем?
Director
28.12.2007 21:28
Москвитянин:
Большой пардон за вертолет. Я его к "крылатым" невольно причислил. Конечно я имел ввиду различные дирижабли, ракеты, аэростаты и т.п., где подъемная сила создается не набегающим потоком.
Отта
28.12.2007 21:42
А зачем на МАКСе напугали Иванова флаттером на макете Суперджета? ЦАГИсты все равно же справились! А уж как самолет летать не хотел....
МАГ
28.12.2007 21:50
2 Отта:
А поподробнее можно?
Отта
28.12.2007 22:11
Иванов посещал комплекс с аэродинамическими трубами и газодинамическими установками (так называется?) перед МАКСом. Пугали, чтобы впечатлить, чтобы проникся сложностью проблемы? А о том, что этап в ЦАГИ был не простым, Вы и сами лучше нас знаете. Могли бы и рассказать.
Пока Гарнаев не прогнал, спрошу.
1.Как по-настоящему обрадовать волшебника, ведь он все может. 2.Радостью и счастьем нужно делиться или приумножать?
Я, честно говоря, не в курсе про ЦАГИ с Ивановым, да и насчет подробностей того, что там происходит, потому и спросил.
"...1.Как по-настоящему обрадовать волшебника, ведь он все может. 2.Радостью и счастьем нужно делиться или приумножать?.."
1. Утром на зеркале написать ему губной помадой "Я тебя люблю!"
2. Выбросьте "или".
Прошу всех простить за злостный флуд, просто тема флаттера - это что-то почти родное ;)
Отта
28.12.2007 23:40
Молодец! Вам ни затягивание в пикирование, ни флаттер, ни проход на малой скорости не страшны...в отношениях :)
Две женщины, две женщины...
А кто кому мешает писать про флаттер? Кто тут на такой скорости летает? Истребителям это надоело сто лет. Испытатели не утруждаются.
На соседней ветке человеку грустно стало. Вот это не дело.
А флуд Админ сотрет. И спасибо ему.
МАГ
28.12.2007 23:51
Про двух женщин старый баян, не мною придуманный.
Так что там было с SSJ?
Отта
29.12.2007 00:06
1. Подробности позже спрошу у Ученого. Крыло летать не хотело. Честно, я расстраивалась!
2. Я пока посплю, а Вы пока расскажите всем про запас скорости до флаттера у самолетов АОН. А там, глядишь, меня сотрут, а спецы подтянутся.
3. Какая я добрая! Какой Вы умный! Ни помады, ни зеркала не жалко:))
МАГ
29.12.2007 00:28
Крыло полетит, куда оно денется, и когда-нибудь Вы получите от этого удовольствие лично. Спокойной ночи ;) утром гляну в зеркало.
N.S.:
Для форума это нормально. Для понимания процесса флаттера и формул не надо. В любой конструкции возможен резонанс (даже в пешеходных и прочих мостах - поэтому по ним запрещено передвигаться строевым шагом). Резонанс возникает когда частота внешних сил совпадает с внутренней частотой конструкции или ее элементов. Для того что бы резонанс не проявлялся, конструкцию или делают более жесткой (увеличивают затухание системы) или изменяют частоту резонанса конструкции (противофлаттерные грузы). А внешняя частота возникает как в свистке и прочих духовых инструментах на разного рода срывах и турбуленциях потока, которые прежде всего зависят от скорости этого потока. Именно поэтому флаттер и возникает только после достижения определенной скорости.
N.S.
30.12.2007 02:31
To: Аноним
Re: А внешняя частота возникает как в свистке и прочих духовых инструментах на разного рода срывах и турбуленциях потока, которые прежде всего зависят от скорости этого потока.
В случае бафтинга это действительно так.
Однако, мы обсуждаем параграф 7.4 из http://kvs-vm.narod.ru/uchob/l ... Там модель более красивая - к системе никакой "внешней" периодической силы не прикладывается. Аэродинамическая сила, раскачивающая систему, создается самой системой (автоколебания).
Сейчас я это представляю себе следующим образом. (Кстати, мои представления могут быть полностью неправильными. Я их и выношу на форум с целью обсуждения и корректировки.)
Нам нужен подвод внешней энергии к изгибным колебаниям. Энергия будет подводиться, если вызванные ими крутильные колебания будут сдвинуты по фазе на ~ 90 градусов. Такое возможно на ~ резонансной частоте крутильных колебаний.
Иными словами, изгибные колебания должны идти на ~ собственной частоте крутильных колебаний.
Если "центр вращения" профиля находится перед центром давления, то собственная частота крутильных колебаний будет расти по мере роста скоростного напора. Если она была изначально меньше собственной частоты изгибных колебаний, то, при росте скорости, мы получим их совпадение и флаттер. А если она была больше?