Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

История "Туполевых" подходит к концу

 ↓ ВНИЗ

котоваc
28.09.2010 12:51
Не в Ту сторону

В конце сентября 2010 года стало известно, что заказов на самолет марки Ту-204СМ не осталось. Скорее всего, это означает, что производство среднемагистральных лайнеров будет свернуто. Без Ту-204СМ, производить которые в России планировали аж до 2020 года, марка Ту, по всей видимости, рискует стать историей. Советской историей, не нашедшей себя в новой России.

История успеха

История "Туполева" начинается тогда же, когда и история советского самолетостроения - в 1920-е годы. Но самые успешные свои гражданские самолеты "Туполев" сделал уже после войны: Ту-134, который производился с начала 1960-х годов, и Ту-154, который совершил первый полет в 1968 году. Ту-134 в Советском Союзе собрали 852 штуки, а Ту-154 (учитывая послесоветское время) - почти тысячу! Для сравнения, объем заказов на самый популярный самолет в мире - A320 от Airbus - составляет 6, 6 тысячи машин.

Сравнение это, конечно, не в пользу советских самолетов, но оно показывает, что объемы заказов Airbus и Ту-154 по крайней мере были сопоставимы. Сейчас в России, с ее производством в несколько самолетов в год, это сложно представить.

Ту-134 и Ту-154 успешно летали в Советском Союзе и в 1990-е годы. Но уже в начале 2000-х стало понятно, что не самым экономичным и не самым надежным (с обоими самолетами чрезвычайные происшествия случались едва ли не каждый год) лайнерам должна придти смена. Поскольку в России соответствующие новинки не появились, авиакомпании предпочитали закупать импортную технику.

Так, "Аэрофлот", не только крупнейшая отечественная авиакомпания, но и самый большой покупатель российской авиатехники, в 2007 году полностью отказался от Ту-134: лайнер заменили уже упоминавшимися A320.

Стоит отметить, что в России все же остаются компании, которые пока не отказались ни от Ту-134, ни от Ту-154. Например, UTAir до сих пор выполняет на них значительную долю рейсов: в ее парке находится 28 Ту-134 и 20 Ту-154. Больше у UTAir только "Анов": 47 "Ан-2" и 24 "Ан-24".

Дальше - больше. В 2010 году "Аэрофлот" списал и Ту-154: последний рейс этого лайнера был совершен в Екатеринбург 31 декабря 2009 года. Их российская авиакомпания планировала заменить Sukhoi Superjet 100, но пока вынуждена довольствоваться импортными аналогами: "Сухой" с разработкой своего лайнера запаздывает. По последним данным, "Аэрофлот" сможет получить первый SSJ либо в конце этого года, либо в начале следующего.

Постепенно от Ту-154 начали избавляться и другие авиакомпании, в том числе "Сибирь" и ГТК "Россия". А на закате своей карьеры этот лайнер успел печально "прославиться": именно на Ту-154 в апреле 2010 года летел в Смоленск президент Польши Лех Качиньский, а также десятки других политиков и высокопоставленных лиц.

Естественно, что и Ту-134, и Ту-154 в последние десятилетия пытались осовременить. И если Ту-154М разработки 1980-х годов был вполне успешным проектом (всего выпущено около 300 машин), то в 1990-е обернуть самолет в новую упаковку не получилось. Так, версия Ту-154М2 так и не дошла до заводов, а осталась на бумаге, Ту-154М-100 произвели в количестве трех штук и продали в Словакию. В 2003 году они были реэкспортированы "Россией" и сейчас не летают.
котоваc
28.09.2010 12:55
История поражений

Ту-204 (и его модификация Ту-214) должны были стать такими же массовыми, как в свое время Ту-134 и Ту-154. Новые лайнеры стали разрабатывать, когда стало понятно, что их предшественников ожидал довольно внушительный успех. Но с разработкой затянули - Ту-204 проектировался вплоть до перестройки, а первый полет лайнер совершил в 1989 году.

После этого российский рынок пусть и с ограничениями, но открылся для зарубежной техники. И тут выяснилось, что многим компаниям выгоднее покупать подержанные иностранные лайнеры, чем вкладываться в российские Ту. В результате Ту-204 и Ту-214 было произведено всего около 50 лайнеров, причем треть из них сейчас не летает. В 2008 году лизинговая компания "Ильюшин финанс" подписала контракт на приобретение сразу 31 самолета Ту-204СМ-100, одной из модификаций лайнера. На них нужно было найти конечного покупателя.

И он нашелся: на авиасалоне МАКС-2009 авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз" решилась на приобретение 15 "тушек". Дальше стороны должны были договориться о цене и приступить к реализации контракта. Но тут-то, как пишет в номере от 27 сентября газета "Ведомости", переговорный процесс зашел в тупик: "Атлант-Союз" как флагманский покупатель Ту-204СМ попросил скидку, производители давать ее отказались, объясняя это тем, что самолет вышел слишком дорогим.
В итоге стороны отказались от контракта, а судьба Ту-204СМ выглядит предрешенной. В "Объединенной авиастроительной корпорации" говорят, что если до конца года новых контрактов подписано не будет, то проект так и останется нереализованным.

Новые контракты могли бы появиться из-за рубежа. Как пишет "Коммерсант", Сирия активно рассматривает возможность покупки у России именно Ту-204. Выбора у Сирии, впрочем, особого нет: из-за санкций США они не могут покупать ни Boeing, ни Airbus, а летать на чем-то надо.

Есть у "Объединенной авиастроительной корпорации" и предложения из Ирана. Изначально в Иран планировалось поставить пять самолетов с опционом еще на 30, но на пути российских самолетов вновь встали санкции: Ту-204СМ оснащается американскими двигателями Pratt&Whitney. Не исключено, что если контракт все же будет подписан, то на самолеты установят двигатели предыдущего поколения: ПС-90А. Они хоть и хуже, зато российские, и поэтому под санкции не подпадают.

Но даже если представить, что с зарубежными контрактами все сложится успешно, это все равно не сможет окупить проект. По словам главы ОАК Алексея Федорова, производство станет экономически оправданным, только если будет произведено 100-120 лайнеров. Такого портфеля заказов нет ни у одного российского гражданского самолета, кроме Sukhoi Superjet.

Между тем, Ту-204СМ - не единственный "прокол" "Туполева", а вместе с ним и всех российских авиапроизводителей, а также чиновников, ежегодно выделяющих значительные средства на помощь самолетостроителям. Достаточно вспомнить проект Ту-334: проект начал разрабатываться еще в 1980-х, в 1990-е получил сертификаты, но покупать его пока так никто и не захотел.

В "Туполеве" не теряют надежды на то, что с каким-нибудь из его гражданских самолетов все получится. На МАКСе-2009 Ту-334 даже летал, а на пресс-конференции представители компании утверждали, что на самолет даже есть заказчики.

Но все это выглядит как остатки былого величия. История Ту, как это ни печально, по всей видимости, подошла к концу: вряд ли можно надеяться, что самолеты, проектирование которых началось еще в советское время, способны совершить прорыв во втором десятилетии XXI века.
http://www.lenta.ru/articles/2 ...


как это не печально, но похоже к тому все идет
ЪЬ;
28.09.2010 14:31
Давно пора, головой думать быстрее научимся, а может нет.Но печального я например ничего не вижу.
prolonger
28.09.2010 14:37
Два дня назад прилетел ва Внуково и , в хорошем смысле, удивился наличием ту-154 на пероне. Живёт ещё трудяга! Да и как пашет! В основном - Ютэйр. У КМВ - хорошие тушки (летел в начале сентября). Они уйдут, когда прийдёт время, а оно ещё - не пришло.
Сафокл
28.09.2010 15:29
Да печально, конечно! Уходит эпоха, а с ней и асе ей принадлежащее. Вот так и мы уйдем, но хотелось бы попозже.
Петр Петрович
28.09.2010 17:04
Нынче так: не будет Туполева, Ильюшина, Яковлева, а будет российский Боинг-Эйрбас - Погосян всея Руси.
ss20
Старожил форума
28.09.2010 18:06
У КМВ - да, хорошие, особенно Б-2. Не летали? - Рекомендую))
nik
Старожил форума
28.09.2010 19:34
А как быть с модернизацией , нанотехнологиями, Сколково и т.д? Куда их ? Непонятненько!
Мистер АЛ
Старожил форума
28.09.2010 20:19
Да показуха это всё, Сколково и т.д. Маниловщина! Зачем сырьевому придатку какие-то технологии?
13
28.09.2010 20:36
надо ж как-то выпендриваться, чет из себя корчить.
Да-Да
28.09.2010 20:40
существующие научные учреждения под нож, а понты колотить они горазды.
Смерть Суперджету!
28.09.2010 20:48
Я все сказал.
КТН
Старожил форума
29.09.2010 07:57
это неправильно, когда журналисты из желтых газетенок задают вектор развития страны. тем боле такие суждения основаны лишь на юношеском всеотрицании и избытке гормонов. Серьезный анализ с цифрами дает несколько иные результаты.
Parovozz
Старожил форума
29.09.2010 08:51
то на самолеты установят двигатели предыдущего поколения: ПС-90А. Они хоть и хуже, зато российские, и поэтому под санкции не подпадают.


в отстой. журналажа
ъь;
29.09.2010 09:34
Су-перджет в массы!
Может быть все
29.09.2010 15:07
Боинг - США, Туполев - Россия, точнее - СССР).

Туполя гробят (а это именно так), гробят Россию.

ЪЬ;: "... печального я например ничего не вижу!" Вы правильно говорите: "головой надо думать!" Но думать в том числе и всем вам и нам. Иначе неизвестно даже - чьим придатком можем стать. Впрочем, честь в России сегодня не в чести, поэтому может быть все.
Зiма
Старожил форума
29.09.2010 20:39
я прошу пардону, а CRJ-200 никому не нужен ??? цена разумная, самовЫлет...
Мум баец
30.09.2010 04:58
"История "Туполевых" подходит к концу"

Ага, 21-го века.


Мум баец
30.09.2010 05:08
А в 22-м веке не будет многих компаний. Например, "Boeing". Будет "Boeinx" китайского производства. Примерно, как Panasonic - Panasonix. Производить самолеты будет выгоднее в Китае, чем в США.
темиртас
30.09.2010 15:30
История "Туполева" закончилась с его смертью, потом был только Ту-204 которых выпустили пару десятков, а теперь окончательные кранты
DJ Pax
Старожил форума
30.09.2010 17:24
to темиртас

В том-то и дело, что "ВЫПУСТИЛИ". Скорее не выпустили, а "РАЗРАБОТАЛИ" - выпускали его другие. Потом и одни и вторые попросту забили болт на машину.
PROEN
Старожил форума
01.10.2010 06:19
Бобрышева жалко - хороший и умный мужик, большой специалист в авиации, но сейчас такое время, что спецы не нужны, в результате НАПО рулит бывший директор фабрики раскладушек...
prolonger
01.10.2010 15:37
А тушки летают и будут летать несмотря на ваших НАПО-шников и им подобных. Часы истории не остановишь. И, каждый раз пролетая мимо моего дома я всегда определяю звук Д30-КУ154, и вспоминаю всех их, которых провожал или встречал. - От 85007 до 85673!
DJ Pax
Старожил форума
01.10.2010 17:13
to prolonger

Вы хоть название двигателя (на Ту-154М двигатель называется Д-30КУ-154 2-й серии) правильно пишите))))
prolonger
01.10.2010 17:22
DJ Pax: Очень рад умному авиатору на форуме))). А что ещё не так? Может изложите в приложении перечень допустимых отказов? ....Не парьтесь, уважаемый, и не считайте себя умнее других, - плохой признак. )))))
Да
01.10.2010 17:28
не ссорьтесь Вы, по пустякам.
Controller_2000
Старожил форума
02.10.2010 01:20
737 тоже 60-х годов разработки, но модернизируется, и до сих пор с успехом продается. 204 и 334 могут тоже успешно конкурировать, был бы правильный подход, в частности, касаемо послепродажной поддержки, и усе было бы в шоколаде, да только у нас об этом не думают, а думают только о том, как бы бабла рубануть по быстрому, и заняться новым прорывным проектом, на этом и погорим. А Боинг молодцы, они работают на долгосрочную перспективу, поэтому и живут. Наши люди привыкли, особенно за последние 20 лет, только тырить и ничего не делать, отсюда и беды наши.Гниет наше государство, и все честные порывы единиц, успешно блокируются большинством хапуг.



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru