Девчонки расскажите о своей работе, у меня сестра хочет безумно летать.Может кто нибудь поделится своими мыслями где лучше, какие особенности, где надо учиться? Буду признателен общению и знакомству
ambidextrous
26.07.2006 16:55
Работа, сказать интересная - ничего не сказать.:-)
Для незамужних и молодых - самое то.
Если сестра знает один из иностранных языков, если с кругозором в порядке, здоровье хорошее, легка на подъём, то вперёд и с песней!
Пусть только имеет в виду, что о праздниках (общепринятых), днях рождения придётся забыть или, во всяком случае, пропустить многие из них.
Alexxx
26.07.2006 17:00
А ещё пусть подумает о проблемах с месячными и варикозном расширении вен
lotnik
26.07.2006 17:08
Alexx: и о риске бесплодия...
беркут
26.07.2006 17:32
Алехсу: С месячными вроде все просто, там у них календарь есть(у женщин)ну где все расписано(критич дни когда можно без презерватива, а когда только с ним ит д)вот его надо сопоставить с графиком полетов и все!!!
26.07.2006 17:49
Без юмора. Полетает немного и можно будет всегда без презерватива. Пусть сперва родит, чтобы после жалеть не пришлось.
Аноним
26.07.2006 17:58
Беркут
"С месячными вроде все просто, там у них календарь есть(у женщин)ну где все расписано(критич дни когда можно без презерватива, а когда только с ним ит д)вот его надо сопоставить с графиком полетов и все!!!"
Ага. Картина - сидит планировщик и сверяет график полетов с календарём месячных
бортпроводниц. Не дай бог ошибётси.
Или вариант - звонок в службу -энто бпр Сидорова - у меня месячные, с 5-го по 10-е меню не планируйте.
Не так: всем бортпроводницам до 25 числа каждого месяца сдавать календарики планировщице и все!!!
denokan
26.07.2006 18:23
гениально :))
Ангелина
26.07.2006 18:23
Скажу так, сестра Ваша должна понимать на что идет. Должна принять риск для жизни и понимать, что у неё есть долг. Что она может погибнуть, спасая. К сожалению девочки, которые сейчас идут-уже зарание знают, что сбегут с борта первыми, что вообщем то и подтверждать не нужно. Сил нужно много.. и душевных и физических. Тогда и ладиться все будет.. и деньги будут и счастье.
26.07.2006 18:28
беркут
"Не так: всем бортпроводницам до 25 числа каждого месяца сдавать календарики планировщице и все!!!"
Ещё лучшее. Так как у проводов проблема с памятью - спроси какой сегодня день недели или куда вчера летала - ща скажу и в блокнотик смотреть куда же летала.
Отзвон наряда - "Сидорова - Анталия 9-40 №3, после рейса сдать календарик месячных на следующий месяц"
Беркут - пиши ещё - жду с нетерпением.
Alexxx
26.07.2006 18:29
Беркут:
Да планировать будет нечего, пропадают месячные у многих и родить потом не могут, и заворачиваются по пояс эластичным бинтом, потому что вены на ногах становятся как у тебя на детородном органе. И свалить потом с этой работы не могут, потому как к 30-ти ни хера не умеют, кроме как подносы разносить и зазубренную АСС на брифинге рапортовать... Да и много ещё чего, беспорядочная половая жисть например..
беркут
26.07.2006 18:33
Ну Вот дождались, наконец то!Чувствуется Ангелина-Вы очень серьезно относитесь к работе и очень ее любите.К сожелению пассажиры видят белую сторону Вашей работы:красивая внешность, приятный голос, вежливое общение и т.д , но ведь есть и обратная сторона о которой мы не знаем.Вот хотелось бы об этой рутине и трудовых буднях побольше.Моя профессия тоже с риском связана и скажу честно видел многих кому по долгу надо людей спасать-бежали впереди всех
Alexxx
26.07.2006 18:37
Ангелина:
Где летаете? Такое имя у вас красивое...
Ангелина
26.07.2006 18:42
я сейчас уже не вхожу в кабинный экипаж. Работала на борту 6 лет, если душа чиста, то все тяготы будут терпимыми. У девочек много секретов, чтобы не было "вен как на органе" да и ужасы о бесплодии сильно преувеличены.
Анонимка-анонимочка...
26.07.2006 18:43
Ну, мужички, ну рассмешили... И про месячные, и про ноги, и про роды...
Соглашусь с вами только на 50%. А на остальные - 50% - простите, НЕТ!
Тогда у меня к вам вопрос...
А как полеты влияют на ваши ОРГАНЫ, НОГИ, СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ? Ну пока хватит.Начнем с этого.
Попрошу только не хамить грубо. С юмором, разрешается любой правдивый ответ...
беркут
26.07.2006 18:43
анониму6 У тебя лучше получается, последний надо опробировать , и зарегистрировать как правообладателя.
А вообще олвис с крыльями, но чтоб без парашюта-решение проблемы, НО ЛУЧШЕ КАЛЕНДАРИКА -КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА С КАЛЕНДАРИКОМ по принципу органайзера на мобиле.Яб в начальники пошел пришел взглянул на таблицу и все сразу стало ясно каго можно , а кому придеться потерпеть
беркут
26.07.2006 18:48
Анонимочке: С органами все впорядке, ноги, крылья, хвосты на месте.Так какие будут предложения про семейную жизнь?
26.07.2006 20:11
Трогательно, когда мужики переживают по поводу нашей физиологии. Но зря это все.
Людям вообще свойственно преувеличивать влияние того, что они не
знают/не понимают. Страх перед сугубо женскими проблемами живет в мужиках с первобытнообщинного строя и будет жить вечно:))) А по самочувствию - все индивидуально, ну прям как с утра после вечернего разбора, когда каждый принял однаковую дозу. Понятно сравнение, джентельмены? Я бы умерла со смеху, если бы на постановке задач у меня бы аккуратно начали интересоваться моим циклом. Слава богу, до такого ни разу за 11 лет не доходило.
С уважением, КВС (и детишки-умнички есть)
Беркут
26.07.2006 20:50
Ау , девушки Вы где? АКТИВНЕЕ.АКТИВНЕЕ.Вот вопрос1:имеет ли длинна юбки, вернее ее коротизна, установленный предел, Вопрос 2: Какая допустимая высота шпилек?
Вопрос 3:мин допустимый и мах допустимый размер груди при приеме на работу.Далле по мере ответов
Samson
26.07.2006 21:04
Тебя бы полы чинить опосля шпилек заставить...
Скобарь***
26.07.2006 21:16
А по максимальному диаметру талии ограничения какие-нибудь есть? Или на приемной комиссии только грудями интересуются?
Рамзия
26.07.2006 22:58
Люблю и ненавижу свою работу. Летаю уже 8 лет. Частенько жалею, что не пошла работать переводчиком (закончила пед - англ и нем ), была возможность...Романтика быстро приедается....хотя не представляю сейчас работу на земле..
а вообще почитайте вот этот форум, и все вам станет ясно http://s7staff.fastbb.ru/
2Ольга
26.07.2006 23:37
У меня больше 4 тыс часов налета. Без варикоза, Два сына , муж -отец детей, пилот . Взяли бы полетать опять пошла бы!
беркут
пусть попробует полетает, не понравится - уволится. Хоть мир посмотрит :) Не обязательно до пенсии летать.
Рамзия
27.07.2006 14:30
2Ольге
А, с чем был связан твой уход?
Евгения
27.07.2006 14:42
Беркуту:
Длина юбки- не выше 7см от колена, высота каблука-не более 6см.
Размер груди-по вкусу генерального директора.
беркут
27.07.2006 18:25
Вот Евгения -молодец! спасибо что называется за правильный и четкий по уставу ответ, один вопрос-7см прикакой длинне ног?
Рамзия-это имя или оперативный псевдоним? А вообще я Вас понимаю.именно по этой причине не бросаю свою работу,
Правда ли говорят, что иногда жена квс набирает стюардесс? имено такое впечатление у меня сложилось на одном из рейсов на ИЛ-86
Скобарь***
27.07.2006 18:29
Беркут, если бы жена, то набрала бы стюардов.
27.07.2006 18:46
Беркуту,
Рамзия - это не реальное имя)))
На бортпроводников учат в центрах подготовки персонала авиакомпаний или можно пойти в школу бортпроводников Новохатской, недалеко от Шереметьево
27.07.2006 19:04
а вдруг КВС какой-нибудь симпатичный стюард приглянется ;)))
банкирша
27.07.2006 21:25
беркут, даю честное слово, жены не набирают стюардесс! ;-)))
Игорь
27.07.2006 21:30
Евгения:
Беркуту:
Длина юбки- не выше 7см от колена, высота каблука-не более 6см.
Размер груди-по вкусу генерального директора.
Ген.директор Аэрофлота - абсолютно безвкусный человек!
27.07.2006 21:36
Я вот однажды в Ил-86 летел и пошел погулять по салону. А на обратном пути застрял из-за тележек с едой. И стою напротив каморки, где стюардесса чего-то копошится в ящиках внизу. А потом она повернулась и так злобно на меня поглядела, что я маньяк какой-то. И занавеску задернула. Думаю, достается им от маньяков.
2Ольга
27.07.2006 22:21
Рамзия
Не сама, несправедливо не по КЗОТУ :(. Молодым дорогу прокладывали. Если в нашем городе была бы другая компания ... Другой город с детьми рисковать не стала. А зря, наверно. Какие сейчас возможности - нам и не снились! Ах! :)
27/07/2006 [21:36:55]
Когда подглядывают никому не нравится..
банкирша
А вообще без стюардесс ещё спокойнее))) Какие-то нахальные кадры подбирают)))
банкирша
27.07.2006 22:31
Оль, вот все ругаются на обслуживание и кормешку в самолете, но меня ни разу плохо не обслуживали. А летала и АФЛ, и ТСО, и Дон, и Сибирь, и ВИМ, вот Красами не летала не хочется почему-то. Ни разу не было нахальных, только молодые люди в КДавия какие-то серьезно-злые (не грубые, насупленные, что ли!), на фоне милых девочек-стюардесс. Да еще Вика мне очень не понравилась, дает интервью и улыбается, ее сослуживцы погибли, двое в больнице, столько горя и улыбка... Хотя может это стрес так выражался.
ay
28.07.2006 03:32
Да Вика просто молодая, местами глупенькая еще, если через некоторое время начнет сожалеть о своих поступках, то она еще непотерянный для меня человек.
Евгения
28.07.2006 07:13
Игорю
Игорь, полетайте Ямалом.
Там девочки все одна к одной. А какие любезные-е!
У Крюка всё в порядке со вкусом.
Goba
28.07.2006 07:48
беркут:
Странно както получаеися, вы у лётчиков спрашиваете про работу стюардесс...
Сходите к бортпроводникам на форум, там гораздо больше ПРАВДЫ можно найти, и ответов по существу найти.
Хотя конечно если вы чисто постибаться зашли, тогда конечно совсем другое дело.
Бортач
28.07.2006 07:57
Я очень уважаю всех стюардесс! Раньше летал на Ту-154, сейчас на грузовом В-747. Не хватает женской заботы! Приходится самому греть себе бортпитание! Знаю многих стюардесс:и дети есть, и варикоза нет, и с семейной жизнью все ОК. А насчет беспорядочной половой жизни-все зависит не от профессии, а от человека. Да, про календарь месячных-это полный абсурд, никто не учитывает эту особенность женского организма при планировании рейсов.
2Ольга
28.07.2006 22:26
банкирша
кормешку подают, что привезут. БПР не виновата.
Улыбка профессиональная привычка!? Для меня герой не она, а Андрей Дьяконов
http://www.avia.ru/cgi/discsho ... В Авиации всегда было один пашет, другому лавры;(
беркут:
Сестренке твоей расскажу свои секреты профессионализма :)
Мне муж всегда говорит, что мои пассажиры летели умиротворенные, и ни у кого другого этого не замечает сейчас.
А я когда салон перед вылетом проверяла, то всегда читала "Отче наш". Во-первых, молитва от возможных казусов в помощь, во-вторых, накопившейся негатив очищает. А потом я доброжелательная, заботливая, то каким бы им ещё быть?
Sunny
30.07.2006 02:47
Есть свои плюсы и минусы.Приставаний достаточно и от лётчиков, и от проводников, и от пассажиров.Но если с головой всё нормально, не в какую авантюру не потянет.А то, что ноги страдают от полётов-верно.И родить некоторые не могут, тоже есть.Зато и хорошего много.Если бригада нормальная, слетать в командировку одно удовольствие.Парфюмы, когда летала, не покупала вообще.Пассажиры презентовали.Работа, в общем, интересная, но первые пару лет.
Валерий
30.07.2006 12:34
Тоже можете почитать про плюсы и минусы работы бортпроводников на Форуме бортпроводников "Аэрофлота" http://stewards.fastbb.ru/
Leon
31.07.2006 08:08
Нашел у себя в "закормах". Источник, к сожалению, не помню.
Небесный персонал
Они бывают в таких уголках земли, куда многим из нас, возможно, не удастся попасть никогда. Они проводят многие часы со знаменитостями. Они живут в дорогих отелях. Они рискуют на работе и рано выходят на пенсию. Они не шпионы и не телезвезды. Они - это бортпроводники.
Мы чаще пользуемся красивыми словами вроде 'стюардесса' или 'стюард',
заимствованными из английского языка. Официально же эта должность - вне зависимости от пола того, кто ее занимает, - называется 'бортпроводник'. Выбор заимствованного термина, возможно, связан с романтикой дальних странствий и высоких технологий, которой овеяна эта профессия, если верить фильмам и книгам. Однако многие из нас, попав в самолет, начинают считать бортпроводников чем-то средним между официантами и горничными или даже 'девушками по вызову'. На самом деле главная функция бортпроводника - обеспечение безопасности пассажиров.
Обезопасить
Забота о безопасности на борту начинается с проверки состояния дверей. На современных самолетах они имеют два режима - стандартный и аварийный. В аварийном двери открываются быстрее, при этом автоматически надувается трап. На рейсах многих авиакомпаний перед взлетом и после посадки капитан или старший бортпроводник отдает по громкой связи команду об открытии или закрытии дверей, которую слышат и пассажиры. Момент этот, скорее, психологический: вслух команда отдается для того, чтобы пассажиры убедились, что об их безопасности заботятся.
Далее следует надоевшая всем часто летающим пассажирам процедура зачитывания правил поведения на борту, демонстрация ремней, кислородных масок и жилетов. Перед взлетом и снижением бортпроводники обязаны заставить всех пассажиров пристегнуться, привести спинки кресел в вертикальное положение и убрать откидные столики. В европейских авиакомпаниях считается нормальным, если проводник сам уберет столик или нажмет на кнопку регулировки кресла.
В России обычно так не поступают. Пристегивать пассажира насильно никто не будет. В случае упорного нарушения пассажиром правил поведения капитан корабля, который в соответствии с Воздушным кодексом РФ является на борту самолета практически монархом, имеет право просто снять человека с рейса. Конечно, пользуются этим правом достаточно редко: нет смысла ради наказания одного человека задерживать вылет самолета с сотнейдругой пассажиров на борту.
Но все же такое случается. Как правило, виновником задержки становится сильно нетрезвый человек, чье поведение заставляет думать, что отказом пристегнуться он не ограничится.
В России серьезных санкций к дебоширам не предусмотрено: в большинстве случаев отказ подчиниться правилам авиакомпании и приказам капитана грозит пассажиру штрафом в 50 руб. да потерей стоимости билета (если человека снимают с рейса). В авиакомпаниях других стран отказ пристегнуться, включение сотового телефона или курение на борту может привести к суду или штрафу в несколько тысяч долларов.
Так, например, в США штраф за курение на борту установлен федеральным законом еще в 1980-х годах и составляет $1100, а в Великобритании- 2 тыс. фунтов (около $3 тыс.). Не так давно отказ выключить телефон на борту британского самолета довел гражданина России до суда и штрафа в $4 тыс. Еще жестче законы в Азии: там чрезмерно буйное поведение на борту может окончиться для пассажира тюремным заключением. Причем европейская или азиатская полиция обычно существенно отзывчивее к заявлениям экипажа, чем российская милиция.
Кроме того, многие авиакомпании имеют своеобразные 'черные списки': попавшим однажды в них пассажирам просто не продадут в будущем билет. Не так давно эту практику ввел и 'Аэрофлот'.
Кстати, наивно думать, что у западных перевозчиков нет способов заставить нарушителя- россиянина выплатить штраф: информация передается в посольства, и должнику могут просто не выдать в следующий раз визу.
Необходимая часть работы бортпроводников - периодические тренинги по действиям в экстремальной ситуации. Причем по каждому типу воздушного судна, для которого аттестован бортпроводник. В 'Трансаэро', например, раз в год надо побывать на сухопутном тренажере, а раз в два года - еще и на водном. Находятся такие тренажеры за рубежом, так что поездку на тренинг можно считать не самым тяжелым элементом работы. Например, 'Трансаэро' сейчас использует тренажеры в Тайбэе (Тайвань) и Лондоне.
За рубежом приходится учиться и в том случае, если авиакомпания осваивает новый тип самолета: расположение и конструкцию дверей, оборудование кухни и т. п. нужно изучать 'на натуре', которой в России пока просто нет. Для получения полноценного опыта спасения в условиях аварийной посадки этого, конечно, мало: настоящих спасателей учат и тренируют годами. Однако тренинг дает достаточные навыки обращения с оборудованием.
При захвате самолета террористами действия бортпроводников сводятся преимущественно к поддержанию нейтральной обстановки. Они должны своевременно проинформировать экипаж в кабине и не мешать антитеррористическим группам.
Бортпроводников также обучают приемам оказания первой медицинской помощи, и в самолете всегда обязательно есть аптечка, переносной кислородный баллон, а во многих европейских и американских компаниях - даже медицинский дефибриллятор. Теоретически на борту самолета могут принять и роды, однако на практике авиакомпании стараются избегать столь экстремальных событий: они настоятельно рекомендуют пассажиркам на последних неделях беременности не совершать перелеты. 'Аэрофлот' требует письменное согласие врача для перелета беременных женщин, роды которых предполагаются через четыре недели или раньше.
Всех проводников обучают также основам психологии, а в некоторых компаниях есть и курс навыков самообороны. Иногда на самых 'хулиганоопасных' направлениях бригады бортпроводников формируют так, чтобы в них входили один-два стюарда покрепче. Главное тут- внешний вид, хотя применять силу бортпроводникам тоже приходится: закон дает право экипажу обездвижить особо буйного пассажира любыми доступными способами. В крайнем случае - даже связать.
Заботой о безопасности продиктовано и внимание представителей авиакомпании к ручной клади пассажиров: ее размеры и вес ограничивают ради того, чтобы чемоданы и сумки могли разместиться в специально предусмотренных для этого местах - под впереди стоящим креслом или на верхней полке. Следить за этим - тоже обязанность бортпроводников.
В европейских авиакомпаниях проводник обязан найти место для ручной клади, если полки рядом с вашим креслом заняты, а положить сумку под кресло вы по каким-то причинам не мо жете (например, это запрещено в ряду кресел около запасного выхода). Обычно такое место находится в гардеробе или в менее загруженном бизнес-классе. В некоторых российских компаниях степень услужливости часто зависит от личных взглядов и настроений конкретного сотрудника, а также от настойчивости пассажира. Решить проблему с багажом, который может понадобиться пассажиру после регистрации, но до посадки, дает возможность услуга по сдаче багажа прямо у трапа. Она есть у многих европейских компаний.
Обычно на слишком тяжелые или большие для ручной клади вещи, которые вы хотите взять с собой, прикрепляют бирку с надписью вроде 'Delivery to aircraft ' и ставят у входа тележку, которая потом отвозит их в багажный отсек самолета. Так же поступают и с ручной кладью стандартных размеров (В Европе это 115 см в трех измерениях - например, 55 ? 40 ? 20; В России - 110 см) на небольших самолетах, где даже такая сумка не помещается на полки.
Накормить
За один рейс каждый бортпроводник обслуживает в среднем 40-50 пассажиров эконом- класса. В 'высоких' классах норма меньше, но и обслуживание сложнее.
Стоит сразу отметить, что наличие 'кормежки' зависит не от продолжительности перелета, а от политики авиакомпании: иногда для снижения стоимости билета еду не предлагают вовсе или предлагают за деньги (в Европе к этому относятся с пониманием).
Разнос еды и напитков пассажирам авиалайнера - не самая простая задача для бортпроводников. Даже сейчас, когда питание доставляют на борт в виде уже готовых к раздаче подносов. Это огромный шаг вперед по сравнению с 60-ми годами прошлого века, когда стюардессам 'Аэрофлота' приходилось прямо в самолете вскрывать банки с тушенкой и зеленым горошком и раскладывать еду по тарелкам. Однако и теперь горячие блюда нужно разогреть в специальной духовке. Чтобы делать это было удобно, они упакованы в так называемые касалетки из фольги. Большинство компаний предоставляет пассажирам на дальних рейсах выбор из двух-трех блюд, и, чтобы их различать, касалетки помечены наклейками разного цвета.
Запас еды обычно ограничен: по инструкции борт-питание должно загружаться в самолет по числу пассажиров (хотя обычно экипаж старается подстраховаться и по возможности взять чуть больше порций). Но все равно не исключено, что любимой вами рыбы именно вам и не достанется. Это случается даже в бизнес-классе, и жаловаться тут бессмысленно. Можно обезопасить себя и к тому же получить возможность выбирать блюда из гораздо более обширного меню, заказав спецпитание при покупке авиабилета или бронировании места. Большинство компаний, в том числе и российских, предлагает в дополнение к стандартным комплектам вегетарианское, постное, кошерное и несколько разновидностей диетического питания - всего их бывает до нескольких десятков. Теоретически, это дает гарантию, что заказанная вами еда будет на борту и кроме вас ее никто не получит. Причем такая замена абсолютно бесплатна. Обычно авиакомпании требуют заказывать специальную еду не менее чем за 24-48 часов до вылета и напоминать о заказе при регистрации.
На самом деле ошибки случаются и в случае спецзаказа. Бортпроводник обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить максимально подходящую замену. Но вполне может быть, что и он окажется бессилен. Единственное, что тут можно сделать, - написать жалобу в соответствующую службу авиакомпании (специальные формы для претензий обычно есть на борту). Ответ гарантирован, а вот компенсация за ущерб встречается реже. Устраивать 'разборку' на борту имеет смысл разве что для эмоциональной разрядки.
Недовольство количеством и качеством стандартных порций также нецелесообразно высказывать экипажу. Особенно на чартерных рейсах. Если на регулярных рейсах уровень питания определяет сама авиакомпания, то на чартерах этот вопрос находится в компетенции заказчика: на курортных направлениях это туроператор, который ради снижения стоимости туров экономит на всем. Вопрос с количеством еды можно решить, попросив у стюардессы дополнительную порцию. Иногда, если кто-то отказался (такое часто бывает при ночных перелетах) или есть запас, лишнюю порцию еды дадут просто так. Премии за 'сэкономленную' еду у экипажа все равно не предусмотрены, так что нет смысла отказывать при возможности порадовать клиента. Продажа за деньги - как правило, личная инициатива проводника, за которую его могут и наказать.
Если еду стали разносить в то время, когда вы спите, то в эконом-классе вас, скорее всего, разбудят вопросом, будете ли вы есть. В бизнес-классе подождут, когда вы проснетесь, или спросят перед взлетом, планируете ли питаться вообще. Что бы зря не беспокоить пассажиров, 'Аэрофлот', например, выдает наклейки, которыми пассажир может выразить просьбу разбудить его на кормление или во время продажи товаров 'дьюти-фри'.
Если же по каким-то причинам вас не разбудили, то, проснувшись, вы можете попросить еду у бортпроводников. Они не откажут, если пища осталась и до снижения самолета еще есть время.
Что касается напитков, то безалкогольные можно требовать в любом количестве. Норма алкогольных напитков на человека опять же зависит и от авиакомпании, и от класса обслуживания. В среднем на пассажира отпускаются от 180 до 250 граммов вина или одна- две банки пива на одну кормежку. В некоторых авиакомпаниях запрещено пить крепкие алкогольные напитки, принесенные с собой или купленные в магазинах 'дьюти-фри'. На любом рейсе бортпроводник имеет право отобрать у пассажира его собственный алкоголь до конца полета.
Заработать
Одна из привлекательных сторон работы стюардом или стюардессой - разнообразие. Никаких 'с 10.00 до 19.00 и час перерыва' тут не предвидится. Разрешенная санитарная норма - 80 часов налета в месяц, иногда допускается ее превышение до 100 часов (в случае производственной необходимости и с согласия самого работника). Но такое превышение возможно не более трех раз в год. Ни при каких обстоятельствах не может быть превышена годовая норма в 800 часов.
Ставки в России в среднем не более $10 в час, так что заработок стюарда или стюардессы не особенно велик - порядка 8 тыс. 'у. е'. в год. Впрочем, тут многое зависит от авиакомпании: на сайте 'Трансаэро' указано, что зарплата начинающего бортпроводника будет не менее $600. В некоторых региональных авиапредприятиях о таких доходах стюардессы могут только мечтать: их оклад в несколько тысяч рублей и скромный налет не обеспечивают в сумме и 10 тыс. руб. в месяц.
Но бортпроводник работает не только в воздухе: он должен присутствовать и в аэропорту - за несколько часов до вылета, а иногда, если попал в дежурную бригаду, то и просто целый день, не зная, состоится полет или нет. Поэтому его доходы формируются из оклада (которого может и не быть совсем, все зависит от контракта), оплаты за налет, иногда - надбавки за работу в воздухе, а также суточных (по нашему КЗоТу они положены всем, кто работает не только в городе 'прописки' работодателя). Размер суточных варьируется в крайне широких пределах: зависит от стандартов авиакомпании, времени нахождения в пункте прилета, общего числа дней в командировке. Их диапазон - от нескольких десятков рублей до десятков долларов. 'Потолок' тут, как правило, ограничен положенными по закону $50-60 в день при работе в Европе (в зависимости от страны) и изредка переваливает за сотню - если работать приходится, например, в Японии.
Строгие нормативы по труду и отдыху обеспечивают экипажам другие вполне материальные блага: после каждого рейса продолжительностью более 12 часов ('туда' или 'туда-обратно') бортпроводникам положено отдыхать не менее 12 часов, а в некоторых случаях - двойную продолжительность полетного времени. Если лететь из Москвы в Америку или в Азию, получаются практически сутки отдыха. Причем авиакомпании для своих экипажей снимают номера в четырех- или пятизвездных гостиницах: к этому обязывают правила профсоюзов, а также требования международных организаций, которые заботятся о надлежащем отдыхе экипажей.
Даже при самом удачном стечении обстоятельств рядовому российскому бортпроводнику в обычной авиакомпании вряд ли удастся обеспечить себе легальный месячный доход более $1500. Конечно, любой представитель этой профессии может попробовать устроиться на работу в иностранную компанию. Российские бортпроводники часто работают в Qatar Airways и Emirates: там заработки в три-четыре раза выше. Возможность получить помимо официального дохода дополнительную выгоду от своей нелегкой профессии есть у тех, кто обслуживает международные рейсы. Дело в том, что со трудники авиакомпаний имеют право покупать товары в специальных магазинах 'дьюти-фри', где цены на 20% ниже обычных точек беспошлинной торговли. Купленные там напитки можно потом продать на родине по 'нормальной' цене. Конечно, надо наладить еще и сеть сбыта, да и вообще такая торговля выглядит не особенно солидно, однако при достаточном числе международных рейсов заработок получается вполне ощутимым. Норма ввоза беспошлинных товаров у экипажей та же, что и у пассажиров (хотя у нас и пассажиров с этой точки зрения контролируют выборочно); но если пересекать границу по нескольку раз в неделю, то даже разрешенных двух литров алкоголя и блока 'настоящих' сигарет хватит для неплохого приработка.
Кроме скидки 'дьюти-фри' к стандартным льготам можно также отнести один авиабилет в год до места отпуска бесплатно в своей компании и скидки на билеты в других предприятиях. Почти все авиакомпании снабжают своих сотрудников бесплатной униформой. Например 'Трансаэро' выдает костюм один раз в два года.
Кроме того, некоторые бортпроводники не брезгуют подпольно торговать правом курить в туалете самолета (от 100 руб. до $50) или апгрейдом - обслуживанием в более высоком классе, чем предусматривает купленный пассажиром билет. Например, пересадка из 'эконома' в 'бизнес' в разных компаниях может стоить от пятидесяти до нескольких сотен долларов. Причем, допустим, в 'Когалымавиа' это можно сделать вполне официально, доплатив на борту разницу в тарифе. А вот в 'Трансаэро' нельзя никак: 'инициатива' в этой области карается самым жестоким образом, вплоть до увольнения бортпроводника. Впрочем, об апгрейде обычно договариваются на регистрации- как официально, так и неофициально. Официально 'проапгрейдить' могут и бесплатно- в случае, если из-за слишком большого числа проданных билетов в 'экономе' не хватает мест, а в 'бизнесе' они есть.
Общее правило: бесплатный апгрейд надо заслужить - как минимум выглядеть так, будто в 'эконом' вы попали по досадной случайности, а в бизнесклассе летаете всегда: когда нет первого. И, конечно, больше шансов на апгрейд у постоянного клиента - обладателя 'серебряной' или 'золотой' карточки члена программы для часто летающих пассажиров.
Для того чтобы стать бортпроводником, достаточно среднего образования и нормального физического состояния. Без знания анг лийского языка на разговорном уровне путь в бортпроводники, скорее всего, будет заказан; очень приветствуется знание и других иностранных языков. Иногда встречаются дополнительные требования по росту и весу: скажем, сейчас 'Аэрофлот' рад видеть в своих салонах девушек ростом от 160 до 177 см с размером одежды до 46-го и юношей ростом от 170 до 185 см с размером одежды до 52-го. Такие 'массо-габаритные' ограничения встречаются и у других компаний. Склонность к полноте не приветствуется как по эстетическим соображениям, так и в качестве косвенного признака неполного здоровья. Да и вообще, соблюдение требований к размерам продиктовано необходимостью: с одной стороны, салоны и кухни не слишком просторны, с другой - работник не должен испытывать сложностей, когда ему нужно дотянуться до верхней полки. Как правило, возраст соискателей ограничен 18-30 годами. Кандидаты в бортпроводники проходят медицинскую комиссию. Требования чуть менее жесткие, чем для пилотов. К профнепригодности приводят практически любые хронические заболевания, от гипертонии до психических расстройств, не говоря уже о болезнях сердца или проблемах с опорно-двигательным аппаратом. Полный список можно посмотреть в приложении к Федеральным авиационным правилам медицинского освидетельствова ния летного состава (ФАП МО ГА, 2002 год). Если опыта работы нет, можно пройти обучение за свой счет в специализированном заведении: оно длится несколько месяцев и обойдется в сумму от $600 до $2 тыс. 'Аэрофлот', 'Трансаэро', KrasAir и другие крупные компании обучают свой персонал бесплатно, однако за это требуют отработать в течение двух-трех лет либо компенсировать полную стоимость обучения при увольнении. Рассчитывать сразу на полеты в дальнее зарубежье новичку смысла не имеет: обычно они начинаются со второго года работы.
С небес на землю
Карьера бортпроводника обычно завершается рано. Во-первых, она предусматривает льготную пенсию - на 10 лет раньше обычной (то есть 45 лет для женщин и 50 - для муж чин). Во-вторых, эта работа, которая в 25 лет кажется романтичной, к 45 годам выглядит утомительной рутиной. Втретьих, авиакомпании обычно предпочитают видеть на борту лица помоложе, поэтому для того, чтобы 'удержаться' в воздухе, нужно проявлять с годами все больше и больше упорства (в Скандинавии уровень защищенности работников высок, и все пассажиры отмечают про себя не слишком юный средний возраст стюардов и стюардесс).
Самый привлекательный и выгодный вариант развития карьеры бортпроводника - найти место в чартерной компании, специализирующейся на перевозках VIP. Режим работы гораздо менее напряженный: проще удовлетворять капризы одной-двух 'очень важных персон', чем обслуживать полсотни самых скромных пассажиров эконом-класса. Да и перелетов меньше, причем многие из них - в настоящие 'райские уголки'. А в большинстве случаев 'повышение' для стюарда или стюардессы обычно означает, что они все больше времени проводят на земле - в качестве инструкторов или на руководящей работе в авиакомпании.
Jescha
31.07.2006 09:47
Был в командировке в Магадане на днях. Летел на Ил-62 и туда и обратно. Туда летели "Домодедовские авиалинии", обратно "Аэрофлот" причем борт был "Авиаэнерго". Я понимаю теперь почему бортпроводники ненавидят пассажиров, а те в свою очередь отвечают взаимностью. Летели обратно, привозят обед (взлет был 18.00), предлагают на выбор горячее курица или мясо. Рядом пассажирка спрашивает мясо целым куском или типа гуляш. Стюард отвечает не знаю. Она ему - узнайте пожалуйста. Он - как я узнаю? Возьмите и сами увидите. Начинается закипание нервных клеток у соседки. Тогда я говорю ему, вы уже кому-нибудь дали мясо, ну так посмотрите какое оно там. С недовольством сходил посмотрел и сказал что гуляш. Тетка взяла курицу. Дальше развозили чай или кофе. В ланчбоксе чашечки маленькие совсем, ну на два глотка буквально, а до обеда соки и напитки предлагали в пластиковых стаканах, довольно больших - грамм на 150. Думаю сейчас попрошу чтобы мне в этот стакан налили. Подъезжает стюра спрашивает чай или кофе, тут соседка её просит налить в большой стакан, та ей говорит что не положено (!), типа им запрещают и т.д. Та опять возмущается, мол у всех положено, а здесь нет. В итоге ей наливают. Подходит моя очередь просить налить в больший стакан, стюра возмущается не по детски - я так и знала, что сейчас будут и другие просить, не надо было наливать...Вобщем налила. Ну и потом в течении полета вид был не довольный. Народ денег платит по 15 тысяч за перелет, естественно хочет получить по максимуму за свои деньги, а ему тут начинают про "не положено" и в том же духе говорить. Мешают пассажиры бортпроводникам наслаждаться собственным осознанием величественности воздушной работы. Они ведь летают....Хотя может это и частный случай. До этого опыт был только положительный.
family
31.07.2006 10:57
Уважаемая Jescha 31/07/2006 [09:47:20]
Хотя являюсь пассажиром, но очень хочеться Вам ответить.
Во-первых, 15 тыс. рубл. Вы платите не запитание, вернее не только за питание.
Во-вторых, я ни когда не прошу налить в стакан из под сока горячий чай или кофе.
на таком стакане нет ручки и держать его горячем не удобно. Можно и на соседа плеснуть, Вам будет приятно :).
В-третьих, может быть нам (пассажирам) надо сначала научиться уважать бортпроводников, они ведь на работе и при исполнении служебных обязанностей, видеть в них людей, а не прислугу.
В-четвертых, нам, пассажирам, надо не вести себя по хамски с окружающими, не пить алкоголь в самолете, не курить в туалете, не блевать (извините), не приставать к бортпроводникам, считая их поголовно всех очень доступными женщинами легкого поведения, не цензурно выражаться и т.д.
Веди себя по отношению к людям так, как хочешь, что бы относились к тебе.
Давайте будем любить и уважать друг друга. Бортпроводники тоже люди. Вот так
Jescha
31.07.2006 14:00
Уважаемая (-ый, нужное подчеркнуть)family: первое - внимательно читай, я человек мужского пола;
второе, я сам пассажир теперь, в прошлой жизни летчик, так что о работе кого и как могу судить объективно;
третье, речь шла не о том что надо или не надо уважать, а только констатация фактов, опять же уважение должно быть обоюдным, я лишь проанализировал ситуацию и уточнил что это может быть частный случай. Кстати стакан термостойкий;
четвертое, бортпроводники бывают и мужчины (читай внимательно);
пятое, люди находятся на службе при исполнении возложенных обязанностей, в число которых входит и обслуживание пассажиров. 15000 рублей приведены как критерий оценки требований паксов, если бы билет стоил 1500 вопросов было бы меньше, хотя были бы всё равно. В "бизнесе" люди ещё требовательней;
и шестое, среди моих знакомых есть бортпроводники и настоящие и бывшие, так вот не любовь к пассажирам присуща почти всем, однако работу свою не бросают.
31.07.2006 14:04
Баян...
ЛС не любят проводов, провода не любят паксов и т.д....
Тема вечная...
2Ольга
31.07.2006 14:29
Jescha
Присоденяюсь к family .
Нужно учесть, что весь полет у стюардессы расписан по часам и минутам в соответствии с рейсовой технологической картой, что и в какое время она делает в полете. Бывает, что и передохнуть нет времени. А пассажиры своими капризами на пустом месте часто сбивают этот график работ, что в свою очередь сказывается на качестве работы с другими пассажирами.
Я любила пассажиров, и меня тоже, до сих пор приветы передают, я даже не знаю кто, но приятно. О всех не говорите однозначно.
А стоимость билетов ОЧЕНЬ зависит от цены топлива, сам знаешь, фрахта в аэропортах и т.д., о чем спорите?
Рамзия
31.07.2006 14:35
Таких паксов, как Jescha, я называю истеричками)))
Слон
31.07.2006 14:41
2Ольга
Без базара-настолько сложная и отвественная работа:разносить касалетки, что просто нет слов! "...по часам и минутам.."-это же надо! Я, кстати, нашей школьной уборщице -Бабе Зое- тоже всегда старался привет передать, пока жива была.Хороший была человек...