Мобильная версия
Войти

Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Угол атаки и помпаж

 ↓ ВНИЗ

Лох
23.08.2007 09:55
Люди добрые, помогите, кто может:

1.Почему у гражданских лайнеров при определенном угле атаки, когда самолет задирает нос, происходит срыв потока, а у всяких истребителей - нет?

2.Может ли у истребителя, когда он вертикально вниз летит, произойти срыв потока?

3. Как понимать вот это фразу из какой-то древней статьи для симмеров:
' :когда истребитель идет в наборе, на форсаже, с хорошей скоростью, у него угол тангажа может быть 20 град, а угол атаки, скажем, всего 5 град'.
Как так 5 град при тангаже в 20?

3.Двигатель помпажирует при большом угле атаки и все такое.
Почему же, когда самолет стоит на земле, и нет никакого набегающего потока, двигатель без проблем включается?

Михаил М
23.08.2007 10:08
Не сочтите за заумство, но чтобы это понять Вам надо пройти мин. курс аэродинамики и динамики полёта. Дело в том что без этих знаний Вам на пальцах на форуме не объяснишь ( не в обиду) , поверьте вопросы достаточно серьёзные.
23.08.2007 10:12
Не переживай друг , на симуляторе падать не больно
Director
23.08.2007 10:15
1. Срыв потока происходит на любом крыле (ла). На маневренном самолете за счет специальных конструктивных решений планера критический угол атаки (т.е. при котором происходит срыв потока и самолет сваливается) просто несколько больше.
2. Срыв потока зависит от угла атаки и не зависит от направления траектории л.а., т.е. может. (самолет летит вниз "плашмя").
3. Угол тангажа - угол между продольной осью аппарата и горизонтальной плоскостью, а угол атаки - угол между продольной осью и вектором набегающего потока. Т.е. самолет может набирать высоту (положительный угол тангажа) и иметь нулевой угол атаки.
4. Помпаж в простом изложении - неустойчивая работа системы ВЗ-авиадвигатель, возникающая при превышении расхода воздуха поступающего через ВЗ над оасполагаемым расходом двигателя. Может быть помпаж ВЗ и компрессора. Явление обратное описываемому называется "зуд".
Director
23.08.2007 10:17
Без картинок действительно объяснить достаточно сложно, поищите в инете что то типа "аэродинамика", "динамика полета", "теория авиационных двигателей".
МНК
23.08.2007 10:23
Директор, тебе не завидую, сейчас навалится куча ано-
нимусов+реверс и начнётся заведение рака за камень.
Лох поначалу был лошок, сейчас подрос, скоро лошарой
станет. Счастья вам.
Лох
23.08.2007 10:28
Большое спасибо, Director

1. Ничего себе на маневренном самолете угол атаки 'несколько' больше :)
Он же на 'колоколе' к 90 град приближается

4. Не знал, что помпаж происходит при превышении расхода воздуха, думал, наоборот, когда он неравномерно в ВЗ попадает. Скажем, на этом форуме высказывались, что у тушкана второй двигатель затеняется фюзеляжем и от этого более вероятен помпаж
Director
23.08.2007 10:36
На колоколе, кобре угал атаки может быть больше 90. но самолет находится уже в срывных режимах, Это хорошо видно по демонстрационным дымам.
Зачастую множество различных неустойчивых режимов работы ГТД, объединяют понятием "Помпаж"., хотя и в случае указанном Вами возможен помпаж компрессора за счет образования срывных зон на первой ступени вентилятора и за счет этого "запирания" газогенератора.
neustaf
23.08.2007 10:44
фэродинамика на пальцах

ТАНГАЖ=УНТ+угол атаки.

ТАНГАЖ -угол между продольной осью самолета и линией горизонта
УНТ - (угол наклона траектория угол) между вектором скорости самолета и линией горизонта
Угол - атаки угол между продольной осью самолета и векотром скорости.
*****
3. Как понимать вот это фразу из какой-то древней статьи для симмеров:
' :когда истребитель идет в наборе, на форсаже, с хорошей скоростью, у него угол тангажа может быть 20 град, а угол атаки, скажем, всего 5 град'.
Как так 5 град при тангаже в 20?
-------
это фраза понимается так
ТАНГАЖ -20њ
угол атаки -5њ
УНТ 15њ
кстати для истребителя на форсаже эти данные маловаты, УНТ градусов 50-70њ более подходящий для набора высоты.

ДМИТРЪ
23.08.2007 10:47
Помпаж, это срыв воздуха аналогичный срыву с крыла, только происходит с лопаток компрессора при малой осевой скорости потока воздуха, например на земле на запуске.
На колоколе уже не в угле атаки дело...
23.08.2007 10:49
Скажем, на этом форуме высказывались, что у тушкана второй двигатель затеняется фюзеляжем и от этого более вероятен помпаж
------
Циклограмма RA-85185 опровергла это предположение. Был помпаж 1-го и 3-го, 2-й от срыва(помпажа) прикрыл фюзеляж
23.08.2007 10:49
Да можно и на пальцах.
Гражданский лайнер - воздушное судно.Воздушное судно-летательный аппарат, взаимодействующий с воздухом(кроме случаев тупого отталкивания от воздуха).Взаимодействует он с воздухом крылом. Воздушный поток набегает на крыло сверху и снизу, создается подъемная сила и самолет поднимается вверх и т.д. и т.п. Как надо должно распалагаться крыло, чтобы набегающий поток не огибал крыло с двух сторон можно представить с минимумом фантазии.
А истребитель может и в режиме "не воздушного судна" за счет одних двигателей, просто отталкиваясь от воздуха и вверх и вниз аки ракета.
А что вас смутило в тангаже-атаке. Да, у наших истребителей такое хорошее крыло, что они могут подниматься за счет подъемной силы этого крыла, а не счет задирания носа.
Ну про помпаж тут говорили. Хотя то же странный вопрос - понятно же , что воздух, набегающий на двигатель "сбоку" огибает "воздухозаборник" и относит воздух от него, создавая некое подобие "безводушного пространства" и движку из этого "безвоздушного пространства" воздуха не хватает.))))) Стоя на земле никакого "безвоздушного пространства" перед двигателем нет.
neustaf
23.08.2007 11:01
Аноним:

Да можно и на пальцах.
Гражданский лайнер - воздушное судно.Воздушное судно-летательный аппарат, взаимодействующий с воздухом(кроме случаев тупого отталкивания от воздуха).Взаимодействует он с воздухом крылом. Воздушный поток набегает на крыло сверху и снизу, создается подъемная сила и самолет поднимается вверх и т.д. и т.п. Как надо должно распалагаться крыло, чтобы набегающий поток не огибал крыло с двух сторон можно представить с минимумом фантазии.
А истребитель может и в режиме "не воздушного судна" за счет одних двигателей, просто отталкиваясь от воздуха и вверх и вниз аки ракета.

любое ВС поднимаетмя вверх, набирает высоту(соответственно увеличивает потенциальную энергию) либо за счет тяги двигателей(вертикальная составляющая тяги работает на увеличения высоты) либо за счет уменьшения скорости переход кинетической энергии в потенциальную, ну и еще когда ВС поднимается относительно земли в восходящем воздушном потоке,
ДМИТРЪ
23.08.2007 11:04
Анонним писал:
.......Стоя на земле никакого "безвоздушного пространства" перед двигателем нет....
тем не менее на запуске на земле наиболее вероятен помпаж, собственно и для этого клапаны перепуска,
дело не в безвоздушном пространстве а в "треугольнике скоростей" на лопатке компрессора
Лох
23.08.2007 13:18
Я правильно понял, двигателю истребителя никакой помпаж не грозит, какие бы кульбиты не вытворял самолет? Типа очень крутой двигатель, тяговооруженный.

Интересно, почему тогда отечественные двигатели на гражданских самолетах ругают (не только из-за неэкономичности), если для военных самолетов наши такие классные движки делают
23.08.2007 13:39
Почему же, когда самолет стоит на земле, и нет никакого набегающего потока, двигатель без проблем включается?
-------
Компрессоры нагнетают воздух т.е. создают потребное давление, форсунки подают топливо, свечи воспламеняют, какой к херам помпаж? он возможен при недостатке в топливо-воздушной смеси а)топлива б) воздуха. Возьми лист фанэры прикрой им воздухозаборник - неминуемо возникнет помпаж ))
Михаил М
23.08.2007 13:43
Да и сначала компрессоры раскручивают турбостартеры
litur
23.08.2007 14:10
Для военных нужд мы практически все делаем классно, с давних времен. А вот для гражданских только учимся. Двигателестроение за рубежом развивалось все то время пока мы разгребали останки СССР, у них уже появлялись новые решения, проводились дорогостоящие исследования. Если говорить про военные двигатели то сейчас мы все еще пожинаем успехи тех лет когда на это тратилось много денег. Чтобы сейчас не отстать от всех надо начать строить совместно с кем-то эти самые двигатели, поскольку кое-что мы умеем. Со временем и сами начнем строить. А вообще, как нам в универе говорили, из некоторых самолетов для военных скажем типа Ту-95(есть экземпляры и более подходящие) можно было бы сделать пассажирский, но при этом появляется столько новых требований и ограничений ...мама не горюй. Поэтому то что военное не имеет никакого отношения к гражданскому. Если у соседа жена хорошо готовит, это не значит что так как у вас тоже женщина то она тоже готовит отменно...
Bear-H
23.08.2007 14:48
Из некоторых самолетов типа Ту-95 и так делали неплохой для своего времени пассажирский лайнер Ту-114 и даже салон для Хрущева Ту-116, правда он ему не понравился-непредстало генсеку в самолет через"ж..у" залезать-трап был сзади. А вот техсостав с удовольствием летал на нём в командировки.
ДМИТРЪ
23.08.2007 15:17
аноним писал,
Почему же, когда самолет стоит на земле, и нет никакого набегающего потока, двигатель без проблем включается?
-------
Компрессоры нагнетают воздух т.е. создают потребное давление, форсунки подают топливо, свечи воспламеняют, какой к херам помпаж? он возможен при недостатке в топливо-воздушной смеси а)топлива б) воздуха. Возьми лист фанэры прикрой им воздухозаборник - неминуемо возникнет помпаж ))

Я говорю про вероятность помпажа на запуске до выхода на малый газ, а запускается без проблем потому что отрабатывают клапаны перепуска воздуха n 20-30%, а вот если на режиме скажем малого газа спомпажирует либо заглохнет, либо за соплом 10 метровый факел
Director
23.08.2007 18:19
помпаж - это переизбыток воздуха, выброс воздуха навстречу потоку, кокда срыв на лопатках "запирает" компрессор, и воздух низкочастотными импульсами выбрасывается вперед. Для ликвидации помпажа принудительно открываются противопомпажные створки в ВЗ, открываются наружу. При работе двигателя на земле, наоборот многие ВЗ необеспечивают необходимый расход, возникает "зуд" ВЗ, более высокочастотные колебания давления, для их ликвидации внутрь открываются створки дополнительной подпитки (свободно закрепленные). Характерно для св. зв. самолетов, где регулируемый ВЗ. Для примера удобно рассмотреть МиГ-21, на ВЗ которого присутствуют и противопомпажные створки и створки дополнительной подпитки.
Михаил М
23.08.2007 18:33
Уважаемый DIRECTOR !
Разъяснений по помпажу и зуду , необходимо касаться тем о докритическом (помпажный), критическом (нормальный) и сверхкритическом (зуд) режимах работы ВЗ сверхзвуковых самолётов, но опять без схем распространения воздушного потока в канале и графиков увы не разберёшься. просто по опыту конца 80-х когда учил сверхзв. аэрд. в ВВАУЛ ой сколько парней на экзамене уходило на 2-й круг из-за этого )))
Михаил М
23.08.2007 18:39
Да и вообще аэрд. и д. полёта предметы , которые выучить нельзя (всё равно забудешь), их надо понять, прочувствовать и тогда всё объясняеться формулой подъёмной сил )))
Director
23.08.2007 18:40
2Михаил М:
совершенно с Вами согласен! Однако главное - помпаж - запирание компрессора и выброс воздуха из ВЗ. А по сути надо рассматривать треугольники скоростей при обтекании профиля лопатки компрессора(вентилятора), т.е. явления сходные с аэродинамикой крыла. Без графического представления объяснить трудно.
Михаил М
23.08.2007 18:51
Director
Знаете в своё время на Миг-23 при боевых стрелбах к помпажу и последующему выключению двигателя были готовы практически как к штатной ситуации )) при пуске сокльжением или около 0 Ny, ВЗ цеплял выхлоп и движок помпажировал, росла ТВГ , соотвественно дальше выключаешь, устанавливаешь режим полёта для запуска, и производишь автоматический запуск. Лично на моей памяти несколько таких случаев (не со мноЙ))) всё благополучно заканчивалось без проблем )))
Director
23.08.2007 21:05
На вышеупомянутом МиГ-21 при нажатии боевой кнопки автоматически начинался запуск в воздухе. т.е. подавалось питание на свечи зажигания. т.к. двигатель глох при пусках ракет и стрельбе.
АнтоновПетр
23.08.2007 21:52
Грубо и просто.
Лоху- если заглотить пару пузырей, а потом тебя начнет выворачивать- это ПОМПАЖ.
А когда сушняк и глотаешь воду, не напиваясь ей- то это зуд.
Зачем тебе это? Очередной развод хороших и умных ребят?Кстати там немного не точно про угол атаки крыла, там линия хорды должна присутствовать, а не ПОС.
Удачи, хотя я думаю ты сам все знаешь.
Director
23.08.2007 22:03
я имел в виду угол атаки всего ЛА. У сечения крыла конечно хорда сечения.
МНК
24.08.2007 00:10
Ну шо, директор, попал под раздачу.
Алексей
24.08.2007 00:27
2MHK
Провидец типа?
А вообще согласен, конференции надо делить, для спецов и не очень...ну чтоб смотреть, но не писАть...
ЗЫ замумукали некоторые анонимы писать ахинею ...
Лох
24.08.2007 10:47
2 АнтоновПетр

Твои предложения, раз ты такой умный?
Вот живет себе человек, от авиации далекий, но очень интересующийся. Не дурак, кандидат наук, между прочим.

Где ж, как не авиационном форуме, задать интересующий вопрос? Времени у меня, знаешь ли, из-за напряженной работы нет, чтоб читать книги по аэродинамике.

А у тебя, АнтоновПетр, что, хобби нет?
А если есть, то ты, конечно, не позоришься на тематических форумах, ты сразу все, наверно, знаешь, с рождения.

Еще раз большое спасибо всем, кто нормально написал.
Очень все это интересно
Михаил М
24.08.2007 10:53
Лоху
С уважением отношусь к увлечённым людям !
Извините что не смог Вам дать исчерпавающих ответов. удачи вам в изысканиях.
Михаил М
24.08.2007 10:54
инструктором я всегда был не важным )))
Лох
24.08.2007 13:09
Михаил М

Еще раз спасибо
АнтоновПетр
24.08.2007 20:08
Лох
Прости, не знал. Здесь столько народу гуляет и занимаются провокацией, вроде не читал бы, а тянет.
А вообще это чисто профессиональные вопросы и так просто необьяснить.Нужно знать курс аэродинамики и теории реактивных двигателей. Еще раз ЗВИНЯЙ!



 

 

 

 

← На главную страницу

Чтобы публиковать комментарии, вы должны войти на сайт.
Все форумы
Авиационный
Сослуживцы
Авторские

Реклама на сайте Обратная связь/Связаться с администрацией
Рейтинг@Mail.ru